Сколько районов в Харьковской области будет создано в рамках административно-территориальной реформы (7 или 4) - теперь зависит только от голосования в Верховной Раде.
В парламентском комитете по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства отчитались, что законопроект о создании и ликвидации районов (№3650) готов к рассмротрению на пленарном засединии. Однако, не уточнили, когда будут рассматривать - в нынешней повестке дня сесси этого вопроса нет.
Напомним, вчера Комитет не поддержал правительственный вариант образования и ликвидации районов Харьковщины - вместо 27 районов создать 7 - Изюмский, Красноградский, Купянский, Лозовской, Чугуевский, Харьковский и Богодуховский (вместо Люботинского - поправка подкомитета).
На заседании комитета 18-ю голосами депутаты решили, что Харьковской области с населением около 2,7 млн человек достаточно 4 районов с центрами в Харькове, Изюме, Лозовой и Купянске.
К слову сказать, во Львовской области, где меньше населения и территория поменьше, планируется 7 районов.
«Город Х» поинтересовался мнением харьковских экспертов в области местного самоуправления по поводу будущего раздела Харьковщины на районы.
Исполнительный директор Ассоциации органов местного самоуправления Харьковской области, депутат Харьковского областного совета Николай Титов, не скрывая эмоций, заявил «Город Х», что депутаты своим решением по сути перечеркнули всю многомесячную работу по изучению и выбору конфигурации районов в области.
«Так и напишите: Верховная Рада может все. Может послать Кабинет Министров, Министерство регионального развития, послать областную госадминистрацию, а заодно - послать рабочую группу, куда входили депутаты, ученые-правоведы», - заявил Титов сразу после того, как стали известны результаты голосования комитета по Харьковской области.
По его словам, деление на 7 районов позволяет достичь баланса, чтобы создать равные условия для каждого будущего района, не говоря уже о системе управления.
«Вот когда наша группа готовила проект, который поддержали и администрация, и Минрегионразвития, и Кабмин, мы исходили из главного принципа - сбалансированности районов. Из наших расчетов у всех 7-ми районов, кроме Харьковского, было от 150 до 180 тысяч населения, примерно по 4 тысячи километров площади, по 70 школ, по 14 тысяч учащихся, по 1,5 тысяч учителей, по 1,6 млрд грн. бюджета», - заявил исполнительный директор Ассоциации.
Титов считает, что Комитет принял решения без анализа и учета аргументов, не выслушав на заседании хотя бы одного представителя разработчиков проекта.
«По этой схеме, что они проголосовали, в одном Харьковском районе будет 2,1 млн населения. Это Ивано-Франковская, Черновицкая и другие - до 10 областей вместе взятых, меньше, чем один Харьковский район. Почему во Львовской области, в которой меньше населения, меньше площади, чем в нашей, будет 7 районов, а в Харьковской - 4? В пику, в назидание? Это что по-государственному?», - заявил Николай Титов и добавил, что теперь только одна надежда на здравый смысл большинства депутатов в Верховной Раде, когда вопрос будет вынесен на пленарное заседание парламента.
Диана Баринова, эксперт по вопросам децентрализации и местного развития Национального института стратегических исследований, наоборот, считает, что, чем меньше районов, тем лучше для жителей области.
«Моя позиция - чем меньше чиновников, тем дешевле это обходится налогоплательщикам. Поэтому мне больше импонирует вариант, предложенный Минрегионом еще в прошлом году - 4 района в Харьковской области. Да, по количеству населения эти районы разные. Но Харьковский городской совет – это один субъект. Просто в разных районах можно набрать разное количество специалистов, и вопрос будет закрыт. По Харьковской области и ряду других областей пока решение не принято», - говорит эксперт.
По ее убеждению, от того, что в одном районе (ред. - Харьковском) будет больше 2 млн населения, а в других в разы меньше, люди не пострадают.
«Никаких нарушений по поводу равных возможностей районов нет и быть не может. Суть в том, что укрупнение районов – это завершающий этап реформы. На первом этапе было добровольное объединение громад, на втором, в июне этого года, по истечению пяти лет, которые с 2015 года были даны на добровольное объединение громад, Кабмин на основе Перспективных планов формирования территорий громад областей (существующих ОТГ и тех, которые должны были создаться в перспективе), утвердил административные центры и территории территориальных громад по каждой области. Теперь это станет новой базовой основой административно-территориального устройства Украины.
Согласно Концепции реформы, именно громадам будут преданы практически все полномочия, которые сегодня сосредоточены на районном уровне, и финансы на их реализацию. В этом и кроется ответ. На районном уровне практически не остается ни полномочий, ни финансов. Сегодня народные депутаты и некоторые эксперты ищут, что бы такое попытаться оставить на районном уровне, чтобы оправдать факт не ликвидации районных советов, которые согласно Концепции 2015 года (при условии внесения изменений в Конституцию) планировалось ликвидировать», - объяснила Диана Баринова.
Она также напомнила, что в Харьковской области утверждено 56 административных центров и территорий территориальных громад, 24 из которых уже созданы добровольно и успешно работают.
«Более того, они уже забрали большинство полномочий на свой уровень, как, например, Коломакская ОТГ. Она объединила все территории района, и районный совет уже не принимает никаких решений, и есть номинальным органом. Учитывая, что большинство полномочий будет передано громадам, на районном уровне планируется оставить управление общим имуществом территориальных громад укрупненного района (которого к тому времени может не остаться, и которое логично уже сейчас передавать на уровень громад), управление дорогами районного уровня, реализация районных программ и проектов», -рассказала эксперт.
По ее словам, одной из самых важных функций районного уровня является контроль за законностью решений органов местного самоуправления, и его планируется реализовывать через префектуры или местные государственные администрации (до внесения изменений в Конституцию).
«Поэтому вопрос районных советов пока остается открытым. Одно могу четко сказать, если все остальные этапы реформы будут реализовываться согласно предложенной ранее Концепции - для населения территорий громад не будет иметь значения, где у них находится районный центр, потому что там просто будет находится префектура, которая контролирует законность решений местной власти. А все услуги для населения будут оказываться на уровне центра громады и ее старостинских округов (бывших сельских советов). Поэтому игра в количество укрупненных районов – это неблагодарное занятие. Чем меньше чиновников, тем дешевле для налогоплательщиков», - высказала свою позицию Баринова.
По ее убеждению, сегодня надо бороться надо не за право стать центром потенциального укрупненного района, а за возможности и будущее развитие своих громад. Эксперт считает, что среди причин «бунтов» вокруг Люботинского/Богодуховского района - непонимание сути реформы.
«Ни в Люботине, ни в Богодухове, ни в Валках за пять предыдущих лет не были добровольно созданы громады. По каждой территории могу рассказать свою грустную историю. Почему и как все было. Ведь не претендует Коломакская ОТГ, которая объединила весь Коломакский район, стать центром нового района, и Нововодолажская ОТГ не претендует, и Золочевская…. Просто там, где люди реализовали свое право на децентрализацию и добровольное объединение, уже все организовано совсем по-другому. Бороться надо не за право стать центром потенциального укрупненного района, а за возможности и будущее развитие своих громад, которые до сих пор не объединены, и практически не подготовлены к новым условиям. Ну и еще одна причина всего – приближение местных выборов, и этим все сказано. Эту бы активность да в 2015-2017 годах, эх, сколько бы сделать успели…» - резюмировала Диана Баринова.
Напомним, 12 июня на внеочередном заседании члены Кабмина проголосовали за ликвидацию в Харьковской области 27 районов и создание 7-ми (Изюмский, Красноградский, Купянский, Лозовской, Люботинский, Чугуевский и Харьковский). Кроме того, утвердили 56 ОТГ.
Однако с новым районом с центром в Люботине не согласились в Богодухове, Краснокутске, Золочеве.
Валковские депутаты также заявили о необходимости сохранить за Валками статус райцентра.