В этот раз, впервые за почти три десятка лет, праздник выпал на необычное время – период карантина. Но это не значит, что именины отменяются. О том, как живет академия в «карантинные» времена и каким образом планирует отпраздновать день рождения, поделилась с «Город Х» проректор ХГУ «НУА» Екатерина Михайлева.
По словам проректора, карантин заставил консервативную систему образования меняться.
- Это был вызов и информационно-технологический – мы, как подавляющее большинство других вузов, не работали ранее с такими технологиями массово, и управленческий – многие решения нужно было принимать по-другому, и коммуникационный – были ситуации, которые вызывали вопросы, и, конечно, психологический. В этих условиях нашей задачей было поддержать высокое качество образовательного процесса. И поскольку критическая точка карантина уже пройдена, можно сказать, что мы справились с этой задачей.
Преподаватели «60+» оказались тоже дистанционно мобильными
Как и остальным образовательным заведениям, учителям и преподавателям НУА приходилось осваивать новые технологии в авральном режиме.
- За время карантина мы освоили целый ряд видеоплатформ, начали активно использовать скайп, записывали и выкладывали лекции в Youtube. Перед нами стояла задача не просто обеспечить студентов материалом, а онлайн проводить пары, как в аудитории. Чтобы не было накладок, мы даже не отступали от обычного расписания занятий.
Екатерина Геннадиевна признается: технологические новшества преподаватели постигали по-разному. Одним переход в онлайн дался легко, а другим пришлось серьезно поработать над собой.
- В некоторых случаях преподаватели категории «60+» оказались более мобильными и гибкими в освоении дистанционных технологий образования, чем преподаватели «30+». Лично мне технологические решения дались легко, но был страх: придут ли студенты? Одно дело, когда они заходят в аудиторию, а дистанционно можно что угодно придумать – интернета не было, камера не работает, нет звука, связь пропала. К большой радости этого практически не случалось. Конечно, технологические решения не сразу были оптимальными: поначалу учебный процесс многие осуществляли в значительной мере через мессенджеры, электронную почту и т.д. Но постепенно мы практически полностью перешли к активной коммуникации с видеорежимом. В Академии провели обучающий семинар по достоинствам и недостаткам различных платформ и средств связи, что, надеемся, очень помогло. Мы прекрасно понимаем особенности онлайн-формата, когда школьники и студенты находятся дома, где есть домашний комфорт, рядом родственники – надо было делать работу интересной, чтобы ребята включались в процесс и не отвлекались.
Учителям, у которых дети-школьники, раздали ноутбуки
На начальных порах карантина большим подспорьем для учащихся и преподавателей НУА стали дистанционные курсы – особый раздел на сайте академии. Когда-то его создали для работающих студентов и годами наполняли учебным материалом. Там можно найти все, что необходимо для изучения предмета - презентации, видеоролики, методические рекомендации, тесты.
- Также первое время мы частично ориентировали студентов на материал, который предлагается на онлайн-курсах Prometheus или Coursera. Мы искали способы, как сделать процесс обучения эффективнее. Также академия старалась, чтобы преподаватели и учителя чувствовали себя комфортно – для них организовали централизованную техподдержку. Вплоть до того, что некоторым учителям выдали для работы ноутбуки, ведь бывали ситуации, когда на домашнем компьютере ребенок занимается по школьной программе, а мама-учитель параллельно должна проводить свои уроки.
Внеучебная работа вуза на карантине тоже не остановилась – все перешло в режим онлайн. За весенние месяцы в академии успели провести международную студенческую конференцию почти на 200 участников, организовать встречу выпускников, которые делились опытом ведения бизнеса в условиях карантина, в рамках Дней науки собрали форум молодых ученых и даже устроили онлайн-праздник, посвященный 75-летию Победы.
- Онлайн-технологии позволили увеличить количество людей, принимающих участие в мероприятиях. Обычно мы ограничены либо пространством, либо возможностями приглашенных – не все могут приехать. А в этот раз к празднику Победы подключились 178 человек, в том числе ветераны.
Главное в экзамене – видеть лицо студента на мониторе
Сейчас в НУА готовятся к концу учебного года. Студенты сдают сессию, а учителя придумывают: как бы устроить карантинный выпускной для 11-классников экономико-правовой школы.
- Выпускникам очень обидно, но мы еще думаем над тем, каким образом сделать им праздник. На этой неделе началась сессия для 2, 4 и 5 курсов. Экзамены принимаем дистанционно, хотя преподаватели находятся в академии. Такой формат выбран для того, чтобы в случае возникновения нестандартной ситуации можно было помочь преподавателю принять правильное решение и избежать возможных претензий со стороны студентов. Также в академии проще проконтролировать выполнение одного из министерских требований – обязательная видеосвязь. Мы должны четко понимать, у кого принимаем экзамен. С 1 июня, когда разрешат работать в аудитории с группами до 10 человек, четверокурсники-бакалавры будут сдавать выпускные квалификационные экзамены в очном режиме. Исключения сделаем только для студентов-заочников, которые являются резидентами Франции, Германии. У них нет возможности приехать на экзамен, поэтому сдавать экзамен будут дистанционно.
День рождения отметят в компьютерах
Несмотря на текущие заботы, сегодня в НУА намечается насыщенный праздник, посвященный дню рождения вуза. На онлайн-площадке соберутся преподаватели, студенты, школьники, родители, выпускники, бывшие сотрудники и друзья академии.
- С 10 утра планируется «Последний звонок» для школьников, их поздравят с научными достижениями, победами в олимпиадах и конкурсах. Затем будет «Именинный пирог» – это обязательная составляющая ежегодного празднования. В этот раз всем встретиться не получится, поэтому подготовили нарезку видеосюжетов о том, как мы отмечали это раньше. А в 15.00 начнется онлайн-праздник «Нам 29 лет» – с выступлениями, видеороликами и ведущим, который будет сидеть за компьютером и модерировать праздник.
ИНТЕРЕСНЫЙ ХОД
После первых недель карантина в НУА решили провести соцопрос и выяснить, что нравится или не нравится учащимся и педагогам в новом формате обучения. В вузе говорят: исследования были нацелены на то, чтобы выявить слабые места и исправить недочеты.
«Опрос показал, что в первые две-три недели 94% студентов включились в дистанционную работу. Остальные - это те студенты, которые живут в зонах слабого интернета. Когда это выяснилось, мы придумали отдельные стратегии для таких ребят – отправляли им материалы по электронной почте либо делали печатные пакеты и отсылали обычной почтой. В результате опроса также выяснилось, что главная проблема для учащихся - большое количество заданий, которые ребят просят сделать самостоятельно. Мы попросили преподавателей скорректировать стратегию и перенести часть работы в аудиторию, в онлайн-формат», - говорит Екатерина Михайлева.
СПРАВКА
За 29 лет жизни ХГУ «НУА» внутри академии образовались юбилейные даты, которые отмечаются в нынешнем году:
- 25-летие в этом году празднуют кафедра английского языка и кафедра физкультуры и спорта;
- 25 лет назад состоялся первый праздник «День семьи», который положил начало главному конкурсу НУА - «История моей семьи»;
- 25 лет назад вышел первый номер общеакадемической многотиражки «Academia»;
- 25 лет подряд выходит ежегодное научное издание НУА – «Вчені записки». Новый юбилейный том приобрел статус научного издания, индексируемого в Международной наукометрической базе Index Copernicus;
- 20-летие в этом году отметит Музей истории Народной украинской академии;
- 20 лет отпраздновала и научно-исследовательская Лаборатория проблем высшей школы;
- 10-летний юбилей отметили со дня открытия Аллеи Памяти, которую торжественно открыли 8 мая 2010 г.