Генпрокурор Луценко: лучшее за год

2824

Некоторые знаменательные события выпадают на крайне неудачные дни.

Годовщина пребывания Юрия Луценко в кресле генерального прокурора страны пришлась на пятницу. Выступление с отчетом в святой день для всех, имеющих хоть отдаленное отношение к понятию «офис», выглядело бы как грубейшее нарушение корпоративной этики. Уик-энд под пресс-конференцию застолбил главнокомандующий, попытавшийся донести до аудитории тезис: «Пока народ отдыхает, власть впахивается». Понедельник, как известно, день тяжелый. А во вторник парламентарии принимали жизнеобеспечивающие нормативные акты о введении штрафов за изготовление и ношение лент из желтых и оранжевых полос. Втолпиться в такой плотный график работы законодателей даже для руководителя столь ответственной структуры, как ГПУ - непросто. Но ряд публикаций ГородаХ позволяет вполне успешно подвести промежуточные итоги деятельности генпрокурора в заочном режиме. Хотя бы в части оправдания ранее выданных авансов.

Итак, что удалось и чего не удалось совершить Юрию Луценко на посту генерального прокурора?

Первые слухи о претензиях Луценко на генпрокуроское кресло появились еще за несколько месяцев до назначения. 

В феврале 2016-го мы сделали аккуратное предвидение, что «полное отсутствие скандалобоязни и склонность к публичным выступлениям гарантирует регулярное присутствие генерального прокурора в медиапространстве». Но «значительную часть эфирного времени Луценко придется уделять на отлупы политическим оппонентам и их попыткам инициировать его отставку буквально с первых же часов после назначения». («Терминатор в Генпрокуратуре»).

По первому пункту Юрий Витальевич не подвел, уверенно занимая в рейтингах медиапопулярности места в первой десятке, хоть и значительно уступая персонам номер один и два, но демонстрируя крепкую конкурентоспособность на фоне Надежды Савченко, Виталия Кличко, Валерии Гонтаревой и подобных действующих лиц, подпадающими под категорию «на слуху».

В реализации второго пункта наблюдается существенное проседание, что стоит записывать в пассив не столько Юрию Луценко, сколько его политическим оппонентам, очевидно, растратившим весь запал в борьбе за отставку Шокина, Гонтаревой и Авакова (последнего - безрезультатно).

В мае 2016-го после назначения мы предположили, что «зрителей и читателей ждут если не ежедневные, то еженедельные сводки о расследовании массовых убийств на Евромайдане, дел о деяниях представителей предшествующего режима, покрывателей, крышевателей и «бриллиантовых прокурорах». («Чем займется Терминатор в Генпрокуратуре»).

Представления об отчетной активности генпрокурора и его интерес к делам о Евромайдане и «бриллиантовых прокурорах» действительно были несколько завышенными. Но задержание Ефремова, схватка с Новинским и организация суда над виртуальным Януковичем позволяют считать и эту часть аванса отработанной.

Уже в конце мая 2016-го всплыла тема привлечения к суду разжалованного из президентов Януковича. Последующие события показали, что творческий потенциал действующего главы ГПУ был нами недооценен.

«Дождутся ли суда экс-президент Янукович или члены сформированного под его чутким руководством кабинета? Далеко не факт. Некоторые дела представляют большую выгоду для части их активных участников именно в незавершенном состоянии, когда наличие шашечек на кузове автомобиля является важнее необходимости добраться в пункт назначения». («Дождется ли суда сбежавший диктатор»).

Менее года Генпрокуратуре понадобилось, чтобы довести одно из дел Януковича (о государственной измене) до зала судебных заседаний, и теперь в сфере политического вангования актуальным становится вопрос: удастся ли добиться обвинительного приговора и смогут ли представители обвинения удержать промежуточную победу в апелляционных инстанциях. А если принять на веру заявления Луценко, что он пришел в ГПУ на полтора-два года, то времени на реализацию проекта «Дело века» остается всего ничего.

В ноябре 2016-го мы сделали прогноз, что «в общем и целом, грамотные адвокаты это дело легко отобьют или же затянут до бесконечности». («Юрий Витальевич и серебристое платье»).

На подобный пессимистический для действующего главы ГПУ лад настраивает факт неспособности ведомства подобрать стоящие аргументы для Интерпола, поскольку последний снял беглого экса с международного розыска. Но проверка данного предположения – дело будущего.

Крайне небезынтересной с точки зрения сотрясания информпространства могла бы стать инициатива генерального прокурора по возвращению 50 миллионов евро якобы из «миллиардов Януковича», всплывших в госбюджете дружественной Латвии. По нашей версии, возврат «латвийских миллионов» может оказаться непосильным делом для отечественных «золотоискателей» («Полуостров сокровищ и золото балтов»). И на данный момент генеральная прокурора полностью оправдывает прогноз. Хотя поступившие не то в госбюджет, не то в золото-валютные резервы 1,1 миллиарда долларов не то Януковича, не то его знакомых, закрывают тему возвратов на ближайшие лет 5-6.

И, конечно же, нельзя не задержать внимания на акции по тотальной проверке всех прокурорских сотрудников на пребывание в их организмах наркосодержащих веществ, анонсированной Юрием Луценко в феврале уже нынешнего года. («Луценко, наркотики и депутатский огород»). Результаты операции остались за пределами медиапространства, но нестандартный подход заставил средства массовой информации еще раз навести резкость на проблемы наркомании и алкоголизма.

В целом же следует отметить, что как политик достаточного уровня ответственности Юрий Витальевич отличился повышенной степенью предсказуемости. Что само по себе является несомненным плюсом, поскольку ничто так не страшит электоральные массы, как неуверенность в завтрашнем дне.

Дмитрий Михайлов