Чем займется Терминатор в Генпрокуратуре

3389


К знаменитой триаде обстоятельств, предписывающих проявлять поспешность, добавился четвертый пункт – при назначении Генерального прокурора.

Продвижение по процедуре принятия Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности Генеральной прокуратуры Украины» продемонстрировало высокий уровень организационной подготовки при наличии большого желания. Двумя днями ранее схожие измененния в законодательстве были провалены, но 107 статья регламента, предписывающая возможность повторного голосования только на следующей сессии, была оставлена без внимания.

Преодолевая героическое сопротивление радикалов, забаррикадировавших трибуну телами радикалов, Рада таки приняла изменения в законодательстве, расширяющие круг претендентов на прокурорские должности, продемонстрировав параллельно высокий уровень сыгранности не способной самостоятельно собрать большинство коалиции с прицепом из «Відродження» и «Воли народа». Оппозиционный «лебедь, рак и щука» также проявил исключительную синхронность действий, надавив на красные кнопки, и закон со скоростью гонщика «Формулы-1» помчался на подпись президенту, приготовившему самое быстрое перо.

Мгновенное появление закона в бумажном виде обозначило исключительную решимость провластной команды в реализации плана «Генпрокурор уже сегодня». Экземпляр «Урядового курьера» оказался в стенах парламента столь оперативно, словно был отпечатан заранее - на всякий случай.

Таким образом, в течение нескольких часов была принята, утверждена и введена в законную силу норма, позволяющая занимать должность генпрокурора любому, кто имеет высшее образование и стаж работы в области права и опыт работы в законодательном и правоохранительном органе не менее пяти лет, что практически идеально соответствовало тактико-техническим характеристикам Юрия Луценко. (Ранее, чтобы стать генпрокурором, требовалось иметь именно юридическое образование, а не какое угодно, и опыт работы именно в органах прокуратуры.) Если бы на должность требовалось назначить не экс-, а действующего министра внутренних дел, не исключено, что и норма об обязательном владении госязыком была бы в новой версии не упомянута.

Версия о заточенности нового закона под Юрия Витальевича приобрела очертания юридического факта в ходе выступления перед парламентариями президента Порошенко, использовавшего в агитации за собственную креатуру самый широкий спектр аргументов – от упоминания Сталина до нелицеприятных отзывов о политиканах, одетых в прокурорские мундиры. В характеристике позитивных качеств кандидата доминировали гиперболы типа «он за свои убеждения пошел на эшафот», хотя факт присутствия Луценко в сессионном зале четко указывал, что до эшафота он реально не дошел.

Отсутствие реформ в ведомстве подверглось гарантом столь серьезной критике, словно он не имел никакого отношения к назначению двух предыдущих руководителей ГПУ.

Упреки критиков в отсутствии у Юрия Витальевича специального образования отбивались консолидированной позицией членов коалиции с прицепом: Тимошенко и Луценко посадили профессионалы.

В итоге доверие непрофессионалу было оказано 264-мя голосами, и тематика основной дискуссии о ГПУ сместилась с вопроса «Способен ли Луценко стать генпрокурором?» на вопрос «На что способен Луценко уже в прокурорском мундире?»

Пребывая, например, в кресле министра внутренних дел Юрий Луценко не снискал славы выдающегося реформатора, зато проявил себя руководителем, способным на демонстрацию силы. (Довольно красочное задержание Геннадия Кернеса посреди главной улицы Харькова стало, пожалуй, главным событием для местных новостийщиков в 2008 году.) Учитывая медиараскрученность нового генпрокурора, можно смело прогнозировать триумфальное возвращение ГПУ в информационное поле после относительного затишья шокинского и постшокинского периодов. Тем более что наличие вороха накопившихся громких дел, длительное время дожидающиеся расследования, открывают для этого широчайшие возможности. Зрителей и читателей ждут если не ежедневные, то еженедельные сводки о расследовании массовых убийств на Евромайдане, дел о деяниях представителей предшествующего режима, покрывателей, крышевателей и «бриллиантовых прокурорах».

Повышение заработных плат сотрудникам прокуратуры за счет «миллиардов Януковича» после обнаружения и изъятия оных перекликается с обещанием поднять армейское денежное довольствие до 1000 гривен в день в исполнении кандидата в президенты Порошенко, что подчеркивает не только единство устремлений членов властной команды, но и схожесть методов работы.

И вся эта бурная деятельность развернется под аккомпанемент требований об отставке Луценко с поста генпрокурора, которые в рамках сложившихся за последние пару лет политических традиций должны прозвучать еще раньше, нежели новый глава ГПУ доберется до своего рабочего кабинета.

Андрей Кравченко