Кандидат в мэры Алина Мустафаева: депутат-бизнесвумен или заступница народная?

5077
В конце октября 2021 года состоятся выборы харьковского городского головы. Официальная избирательная кампания еще не объявлена, но некоторые персоналии уже попали в рейтинги, составленные по результатам соцопросов, или же самостоятельно примеряют на себя роль претендента.

«Город Х» продолжает знакомить харьковчан с теми, кого сегодня можно было бы назвать «кандидаты в кандидаты».

Героем прошлого материала был относительно известный харьковский писатель Сергей Жадан.

Еще один претендент – депутат Харьковского городского совета, член фракции «Слуга народа» Алина Мустафаева, бывший работник станции скорой помощи, предприниматель, видеоблогер, оппозиционер из партии власти (сколь парадоксально это не звучало бы).

12 июля депутат Мустафаева на своей странице в Facebook самостоятельно без помощи организаторов социологических исследований включила себя в перечень претендентов на кресло мэра, что подразумевает хотя бы «шапочное знакомство» горожан с возможным участником избирательной гонки (не станет же избиратель отдавать свой голос за «кота в мешке»).

Стремительный карьерный рост

За несколько дней до грядущих выборов депутату Мустафаевой исполнится 29 лет.

Изначально народная избранница пробовала реализовать себя на медицинском поприще: училась в колледже Харьковского медуниверситета по специальности «Акушерское дело». Как говорится, дело важное, дело нужное.

В старые времена хорошим тоном считалось начинать политические биографии с производственных низов (рабочий, шахтер, колхозник и так далее). Сегодня это не обязательно, но политической карьере отнюдь не вредит. В 2012-2016 годах вероятный кандидат в мэры работала в службе скорой помощи (позже, в 2020-м окончила медицинский факультет Харьковского национального университета).

Параллельно проснулись коммерческие таланты. По данным сайта Харьковского горсовета, в 2015-м Мустафаева занимает должность директора ООО «Экокар». На сайте ring.org.ua она числится главой данного ООО и поныне. Профиль - предоставление в аренду автомобилей и легковых автотранспортных средств.

В 2020 году избрана депутатом Харьковского городского совета от партии «Слуга народа».

Политика мелкого хайпа

Едва ли не с первых дней депутатства Алина Мустафаева позиционирует себя в качестве громкоголосого противника руководства горсовета чуть ли не по всем направлениям и вопросам. Как заметила сама депутат в одном из интервью: «Я просто такой человек, я везде свой пятак сую». Благо современные технологии соцсетей и youtube-каналов позволяют вставлять свои «пятаки» максимально демонстративно и создавать информационный грохот вокруг любой персоны.

Логика вещей подсказывает необходимость совать свои «пятаки» лишь в те сферы, в которых обладатель «пятака» является как минимум специалистом. Но в современной отечественной политике это правило зачатую игнорируется, поскольку противоречит такому, популярному на сегодняшний день явлению, как политика хайпа или хайп-политика.

Тема, в принципе, не новая. И конкуренция на поприще хайп-политики достаточно высока (достаточно вспомнить недавний перформанс депутата Родзинского с несанкционированной установкой на стене здания горсовета мемориальной таблицы, посвященной памяти Геннадий Кернеса). Но представителю партии «Слуга народа», в принципе, удалось отвоевать свою небольшую нишу в данном сегменте региональной общественной жизни.

Один из хрестоматийных приемов хайп-политики выглядит примерно следующим образом. В кабинете чиновника неожиданно для последнего (фактор внезапности является ключевым) появляется самодеятельная «инспекция» в составе местного депутата и депутата народного с вопросом: «Почему на внутриквартальной дороге длинной в 500 метров не сделан ремонт?» Если чиновник руководит хозяйством, где только длина улиц и проспектов составляет 1 500 000 метров плюс столько же внутриквартальных дорог, высока вероятность, что он с ходу, без наведения справок не сможет дать ответ по отдельно взятой внутрикварталке. Если трюк удался, он подставляется под заранее заготовленный вывод о том, что проинспектированный чиновник – не компетентен, а его действия направлены строго против интересов территориальной громады.

Логично? Не то чтобы очень. Но строгое следование формальной логике в данном случае не только не обязательно, но и вредно, так как хайп-политика призвана пробудить у аудитории волну эмоций и несколько погасить способности к критическому мышлению.

Возможно, кто-то скажет, что народный депутат таким же образом должен заходить в кабинет премьер-министра с вопросом: «Почему субвенции из госбюджета для данного региона в разы меньше потребностей?» Ведь задача нардепа состоит не только в том, чтобы максимально ловко перетянуть одеяло местного бюджета на свой мажоритарный округ, но и в отстаивании региональных интересов в центральных органах власти. Однако… Есть одно маленькие «но»: премьер-министр и народный депутат представляют одну и ту же политическую силу.

Объективности ради стоит оговориться, что хайп-политика – это ни хорошо и ни плохо (кто мы такие, чтобы давать оценки столь масштабному явлению?) Человечество вступило в такой период информационного развития, когда хайпом подменяются очень многие понятия – талант, поиски новых направлений развития, каждодневная работа в действительно жизненно важных сферах – обеспечение безопасности, работы транспорта, коммунального хозяйства, производственной сферы и так далее, и тому подобное. У какой-нибудь условной «бузовой» подписчиков в Инстаграм может быть больше, чем Владимир Александрович набрал голосов во втором туре. Но отказ воспринимать хайп-политику на индивидуальном уровне для граждан тоже еще не запрещен. Так что пока можно пользоваться и этим правом.

Политическая гибкость

К положительным качествам потенциального кандидата на пост Харьковского городского головы можно также отнести политическую гибкость, стилизацию речевого потока под вербальные особенности электоральных масс и смелость обличительных заявлений.

Попробуем проиллюстрировать каждый пункт на примере одного из недавних интервью.

Далее цитата: «Я пойду на выборы, как самовыдвиженец, потому что у «Слуги народа» большой антирейтинг».

Не совсем корректно по отношению к партии, фракцию, которой потенциальный кандидат представляет в городском совете. Но максимальная политическая гибкость – один из доминирующих трендов общественной жизни. К тому же депутат Мустафаева четко разделяет – «есть президент, есть «Слуга народа» (песня о добром царе и злых боярах – довольно бородата, но во времена постмодернизма хорошо забытое старое идет за ноу-хау).

Стилизация некоторых заявлений под речевые особенности «социальных низов» создает некоторую иллюзию близости конкретного «слуги народа» к собственному народу.

Например: «я херовая хозяйка», «давай херячить», «когда она опять забухала, она с треском вылетела», «Женя – чувак, тоже алкаш», «чисто, повезло, поэтому у меня «Кадиллак» сейчас».

Небольшой недостаток данной технологии состоит в том, что значительная часть горожан в публичной плоскости старается по мере сил переключаться с бытового языка, изобилующего (чего уж там) сленговыми особенностями, на язык литературный. Но этот недостаток тоже поправимый: публичные люди формируют поведенческие тренды, и не исключено, что народ скоро заговорит на языке своих избранников.

Близость к народной гуще призвана подчеркнуть работа депутата в службе скорой помощи три раза в месяц. По словам самой народной избранницы, это выглядит примерно так: депутат приезжает на работу на «Кадиллаке», переодевается в простой халат, садится в карету скорой помощи и едет к людям. Депутат честно признается, что погружение уж в самые глубины народных масс ей не совсем приятны – иногда приходится выезжать на помощь к бездомным. Хотя… «Скорая» и предназначена для поездок именно туда, где кровь разбрызгана по асфальту, не все кости целы, не весь кишечник заправлен в организм, не вся одежда чистая, не все головы вымыты импортными шампунями. Предполагается, что относительно здоровый и опрятный человек дойдет до поликлиники самостоятельно. (Но эти рассуждения общетеоретического характера стоит отнести к разряду лирических отступлений и не более).

Очень неплохо частью аудитории воспринимаются максимально резкие и однозначные заявления, даже если компетентность оных слабо коррелируется с объективными данными:

  • «Медицины в городе вообще нет»;
  • «Ухудшилось состояние дорог в Харькове, центральные дороги – все в ямах»;
  • «Отмывание денег на зоопарке»;
  • «Строят те же туалеты за 15-16 миллионов гривен»;
  • «Закупаются троллейбусы с автономным ходом, которые горят, дымятся»;
  • «А тем, чем надо не занимаются».

При минимальном критическом разборе незначительная информационная ценность каждого из тезисов становится очевидной.

Медицины нет вообще – это, когда пациент приходит в поликлинику, а на ее месте – пустырь.

«Все в ямах» – категория не из сферы дорожного хозяйства. Какие именно центральные улицы в ямах, на каких участках (высокопрофессиональные интервьюеры до таких вопросов не додумались, но для простого дорожного работяги они очевидны).

Сколько отмыли, по какой схеме, кто конкретно участвовал в отмывании, какой вообще смысл вкладывается в данном случае в понятие «отмывание»? Традиционно термин «отмывание денег» используется к понятию легализации денежных средств, добытых преступных путем. Как через реконструкцию зоопарка можно легализовать средства, добытые преступным путем? В городской бюджет попали деньги, добытые преступным путем, и теперь их надо отмыть? Простым харьковчанам это было бы все очень интересно. Но – нет ответа. С таким же успехом депутат могла бы рассказать об отмывании денег на «Большой стройке», но Владимир Александрович, скорее всего, обидится. Он же старается для людей, а тут – на тебе.

Сколько троллейбусов сгорело и задымилось, по какой причине? Интересно? Харьковчанам – да. Потенциальному кандидату в мэры, очевидно, нет. Почему? Потому, что, как указывалось выше, воздействовать следует на эмоции избирателя. Ибо если последний начнет включать рациональное мышление и задавать простые, но конкретные вопросы, из отряда подписчиков на youtube, и без того незначительного, останется малая толика.

Бизнес депутата и конфликт интересов

Масштабы радения за судьбы народные тоже имеют пределы.

Депутат-бизнесмен рано или поздно окажется перед дилеммой – интересы бизнеса или интересы территориальной громады?

Например, решение городского совета упорядочить установку электрозарядных станций на городских улицах было воспринято депутатом Мустафаевой как ущемление ее персональных интересов

«Думаю, вся эта история нужна для того, чтобы как-то меня наказать», - написала депутат на своей странице в Facebook.

Предприятие, в котором трудится депутат, как раз и занимается оборудованием для электрокаров.

При желании, конечно, можно вести разговоры о притеснении бизнеса властью. Но с не меньшим успехом можно говорить и о наличии конфликта интересов у оппозиционного депутата.

Фигурант уголовного производства

Бизнес – дело рискованное. Причем, риски могут подстерегать не только коммерческие, но и правовые.

В 2020 году Алина Мустафаева числилась среди фигурантов уголовного производства по статье 212 Уголовного кодекса Украины. Уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей).

В постановлении Шевченковского районного суда о продлении сроков в уголовном производстве указывалось, что в период 2015-2018 годов ряд частных структур и физических лиц-предпринимателей – далее цитата: «осуществили приобретение электромобилей на территории США, импорт данных электроавтомобилей в Украину и их таможенное оформление с использованием поддельных документов, по искусственно заниженной таможенной стоимости и заниженной стоимости дальнейшей реализации конечным покупателям, а также организовали на территории Харькова деятельность службы такси под логотипом «Экo Taxi», которая осуществляется без лицензии, с использованием работы неоформленных работников, кроме того организовали деятельность по предоставлению услуг по ремонту электромобилей, а также производство зарядных устройств для электромобилей без необходимых сертификатов и деклараций соответствия с использованием труда официально неоформленных работников, что привело к не поступлению в бюджет государства денежных средств в особо крупных размерах, в сумме 26,5 млн грн.».

Но, поскольку все счастливы и на свободе, довести дело до судебного приговора не удалось.

Скандал с декларацией о доходах

Еще одна неоднозначная ситуация возникла вокруг декларации депутата Харьковского городского совета Алины Мустафаевой. В Национальном агентстве по вопросам предотвращения коррупции сообщили о необходимости проверить оную на достоверность.

Депутат Харьковского городского совета Алина Мустафаева подала ежегодную декларацию 31 марта 2021 года. По данным документа, депутат прикупила квартиру в Харькове площадью 137 квадратных метров за 3 903 130 гривен. Предпринимательство принесло ей 4,6 миллиона гривен дохода, работа в Центре экстренной медпомощи и медицины катастроф — 3,5 тысячи гривен (что, кстати, несколько подрывает историю о депутате – работнике «скорой»; чтобы за год заработать в службе такую суму следует проработать не более двух недель).

На проверку деклараций предусмотрено до 120 календарных дней (проверку могут продлить на 60 дней при наличии оснований).

Но, скорее всего, в данном случае тоже все обойдется, так как в отечественной истории еще не было случаев привлечения депутатов к ответственности из-за проблем с декларированием доходов.

Близкая к Куницкому?

Некоторые электронные СМИ называют Мустафаеву не иначе, как «Близкая к Куницкому депутат».

38-летний народный депутат от «Слуги народа» Александр Куницкий - персона крайне любопытная и в чем-то даже неординарная. Первоначальную известность новоиспеченный (с середины 2019 года) политик приобрел как видеоблогер ZPSanek, подвизавшийся на разоблачении ГАИшников (категории правоохранителей ныне не существующей).

В конце 2020-го Куницкий становился фигурантом уголовного производства, начатого НАБУ после журналистского расследования «Схем».

В своем материале журналисты доказывали, что Куницкий якобы использует свои властные полномочия в интересах связанного с ним частного бизнеса, а именно депутат якобы помогал продвигать интересы «Автоентерпрайз» - харьковской группы компаний, занимающихся импортом электрокаров из-за рубежа и изготовлением и установкой зарядных станций для них.

Особенно жесткими заголовками отличилось «Радио «Свобода»: «ZPSanek: ЗЕ-бизнес». Как известный блогер-депутат Куницкий использует мандат «слуги народа» в интересах собственного бизнеса?» и «После расследования «Схем» НАБУ начало уголовное производство в отношении депутата от «Слуги народа» Куницкого».

Конечно же, 62-ю статью Конституции еще никто не отменял. А расследования как журналистские, так и НАБУшные (попробуем спрогнозировать) завершатся ничем.

Но и «близость» к кому бы то ни было – далеко не то качество, которое харьковчане хотели бы увидеть в депутатах своего городского совета, а тем более в кандидатах на пост городского головы. Да и одних деклараций о желании принять участие в выборах мэра полуторамиллионного города недостаточно для успеха. На данный момент уровень значимости данного потенциального кандидата настолько низкий, что социологи пока не используют ее фамилию в исследованиях электоральных симпатий. Очевидно, и уровень узнаваемости, и уровень поддержки среди избирателей – чрезвычайно невысок. Попробуем спрогнозировать, что данный кандидат не только не сумет вклинить в борьбу за места в верхней части итоговой «турнирной таблицы», но и вряд ли оставит заметный след в теории и практике избирательных технологий. Откровенно скажем – не Дарт Вейдер. А как показывает опыт предшествующих выборов, участие в них ровным счетом ничего не прибавляет к политическому багажу и самих низкорейтинговых кандидатов. Попасть в категорию непроходных гораздо проще, чем впоследствии выбраться из нее.

Читайте також: