Харьковский педагог: Никто из нас раньше не учил детей во время войны (фото)

8809

В военно-школьном архиве Зои Шилкуновой, кандидата педагогических наук, завкафедрой начального образования Специализированной экономико-правовой школы Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия» (СЭПШ ХГУ «НУА»), есть необычное, немного мультяшное фото. На нем котенок у монитора пристально смотрит на экран, где в онлайн проходит урок для первоклассников.

«Из Харькова уезжало много людей. Бросали животных. Пришлось взять котенка. Назвали его Мир», - объяснила Зоя Игоревна.

Маленький Мир не отходил от своей спасительницы. И все уроки напролет сидел рядом с ней перед монитором, периодически трогая лапами детей, гоняясь за курсором.

Вся военная четвертая школьная четверть прошла в онлайн. Зоя Шилкунова все это время была в Харькове и продолжала учить своих первоклашек, разбросанных по всему миру.

Из ее 1-го класса в Харькове осталась только одна девочка. 20 учеников выехало: кто в первые дни войн, кто позже. Вернуться в любимый город, в свою академию - мечта многих.

В министерстве образования и науки обнадежили: следующий учебный год пообещали провести в офлайн.

«Это было бы хорошо, потому что маленьким школьникам труднее всех общаться с нами через экран», - говорит Зоя Игоревна.

Мысль о девочке не покидала все утро

Ее шок от утра 24 февраля, разорвавшего взрывами нашу жизнь на «до» и «после», не проходит до сих пор. Зоя Игоревна, пережив тысячи обстрелов Харькова за более чем сто дней войны, вспоминает первое военное утро с большой болью.

«То ли непроснувшееся, то ли сопротивляющееся происходящему сознание продуцировало в то утро взаимоисключающие друг друга мысли. Но одна из них была самой навязчивой, - рассказывает Зоя Игоревна. – Вспомнился вопрос папы нашей ученицы, которая пришла в Академию после взрывов в порту Бейрута (ред. – август 2020 года). Мама с дочками приехала в Украину, папа остался в Ливане. За три дня до начала войны в Украине папа написал учителю: «Уважаемый учитель, скажите, будут ли продолжены занятия, если начнется война?». Помню нашу реакцию на этот вопрос. Каждому хотелось подойти и обнять девочку, чей папа так боится, что война снова ворвется в жизнь его ребенка. Эта мысль была непостижимой для нас», - продолжает Зоя Шилкунова.

Зоя Шилкуновакандидата пед. наук, 

завкафедрой начального образования СЭПШ ХГУ «НУАС».

В то февральское утро, переписываясь с коллегами, с родителями, родственниками, друзьями, она видела перед собой эту девочку.

«Я думала о том, какой ужас сейчас переживает ее семья», - вспоминает учительница.

Даже в самом страшном сне она не могла предположить, что почти все воспитанники младшей школы тоже будут вынуждены бежать: «Только 10% детей начальной школы академии осталось в Харькове. Остальные практически поровну распределились между безопасными районами Украины и Европой».

Военная четвёртая четверть

Чтобы вернуть маленьких школьников на уроки, академии понадобилось чуть более двух недель. Уже с 14 марта в НУА начальная школа полностью восстановила онлайн-обучение на платформе Zoom.

«Благодаря опыту, полученному во время пандемии, нашим учителям удалось мобилизоваться довольно быстро», - рассказывает Зоя Шилкунова.

Но война – это не коронавирусная пандемия. Она поставила более жесткие задачи. Например, как обеспечить занятия в классах, учителя которых проживали в эпицентре взрывов – на Северной Салтовке, в микрорайоне «Горизонт». Там все время были перебои с электричеством и связью. Кто-то был вынужден жить в метро.

«Были коллеги, с которыми не удавалось связаться на протяжении нескольких дней. И это было самые трудные дни», - делится пережитым моя собеседница.

Но для академии было важно восстановить учебный процесс. И не только для того, чтобы выполнить формальные обязательств, взятые на себя учебным заведением. Продолжить уроки для педагогов означало - открыть свой антивоенный фронт.

«У нас было непреодолимое желание противостоять войне: не дать ей погрузить в полный мрак мир детей, не уступить ей полностью светлую сторону детства. Ведь школа – это атрибут мирной жизни. Если она работает, значит, жизнь продолжается, значит, со временем все станет на свои места. И страху детскому станет меньше места», - продолжает Зоя Шилкунова.

Писать буквы в онлайн

Конечно, во время войны на учителей легла троекратная нагрузка. Пришлось менять все, что работает при офлайн: форму подачи материала, организацию обратной связи, проверку домашних работ.

«Научить писать ребенка даже в классе сложная задача. Возьмешь своей рукой его и пишешь с ним вместе, пока не почувствуешь, что его рука понимает и двигается сама в правильном направлении. А как почувствовать онлайн? Никак. Но мы в академии нашли решение еще во время пандемии. С помощью графического планшета показываем, как пишется буква. Она появляется прямо перед глазами ребенка. Он видит действия и слышит комментарии учителя. И после нескольких проб все получается», – делится наработками педагогов «НУА» завкафедрой.

Боюсь, мои игрушки меня не дождутся

Но, как оказалось, учить писать буквы с экрана – не самое сложное, с чем пришлось столкнуться учителям в эту военную четверть. Намного тяжелее научить детей справиться со стрессом от разорвавшихся бомб, свиста ракет и гула самолета.

«Урок в Зуме. В онлайн-классе все веселые, математикой занимаемся. Вдруг ни с того, ни с сего слышу от своей первоклассницы: «Знаете, как я плакала, когда меня папа разбудил среди ночи и в кладовку пытался занести. А я не могла понять, что он от меня хочет. Очень толкалась, ругалась. Мне было в кладовке страшно». И тут началась цепная реакция воспоминаний: «А у нас стекла рассыпались, когда мы ужинать садились», «А у нас кот от взрыва убежал». Поднявшаяся из глубин волна затаившегося внутри детских душ страха прокатилась, и снова штиль. И не знаешь, что ее подняло, когда снова она накатит. Как-то рисовали, и вдруг вижу на экране озера слез в глазах ребенка. Это же Зум - лицо на весь экран. «А я боюсь, что мои игрушки меня не дождутся», - рыдает мой малыш. И таких моментов много. Все не перескажешь», - рассказывает педагог.

По ее словам, отзвуки пережитой психотравмы еще долго будут проявляться у ее воспитанников, видевших хотя бы один день войны в Харькове.

Говорите с детьми о школе

Как психологически и эмоционально поддержать детей, резко вырванных из привычной и уютной жизни, и как лучше учить младших школьников дистанционно? Эти вопросы педагоги СЭПШ вместе с коллегами обсуждали в апреле на традиционной в НУА научной конференции учителей.

А в июне в академии для будущих первоклассников и их родителей организовали традиционный психологический курс «Введение в школьную жизнь». Только на этот раз знакомили со школой в онлайн.

Родителям рассказали, как лучше организовать домашнее пространство ребенка, чтобы оно способствовало его развитию.

«Самое важное, что должен сейчас дать родитель ребенку – это чувство покоя и безопасности. Разговоры о школе – это ресурсный момент. Они показывают малышу, что жизнь продолжается, что в ней остались и существуют традиционные для мирной жизни вещи», - говорит Зоя Игоревна и советует родителям говорить с детьми о школе, читать книги, рисовать, лепить, заполнять ранец школьными канцтоварами.

«Для развития у ребенка психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания) и произвольности совсем необязательно иметь сложные дорогостоящие игры и игрушки. Большое количество развивающих игр родители могут придумывать сами, используя самые незатейливые окружающие предметы», - утверждает педагог.

 

Куда в первый класс?

Выбор учебного заведения для ребенка всегда был сложным для родителей. А сейчас он превратился в уравнение со многими неизвестными.

«Никто не может ответить на вопрос, будет ли в Харькове обучение офлайн, безопасно ли будет в городе, отдавать ребенка по месту проживания или выбрать онлайн-обучение в родном городе. Но поиск решения всегда будет идти в ногу с поиском качества. А в качестве начальной школы академии я уверена. Никто из нас раньше не учил детей во время войны. Но способность думать, анализировать и действовать у нас развита очень сильно. В совокупности с приобретенным опытом это становится надежной гарантией качества», – уверена заведующая кафедрой начального образования СЭПШ ХГУ НУА Зоя Шилкунова.

После небольшой паузы просит передать главные пожелания учителя: «Мира родной земле, ясного неба и светлых дней. И пусть самой сложной проблемой родителей на нашей земле будет выбор школы для счастливого ребенка».

Галина Половик

 

Читайте також: