Остров погибших летающих кораблей. Экстремальный туризм по-харьковски

1742
Столбик градусника поднялся выше нуля, а это означает, что время отправляться в поход.

 

В условиях всемирного карантина и туристических ограничений самое время обратить внимания на уникальные места родного края. Многие туристы наверняка лучше знают Будапешт или Барселону, чем те места, которые находятся от них на расстоянии нескольких десятков километров. Настает время сформировать хотя бы приблизительные представление о местах, где мы живем. «Город Х» взялся частично восполнить пробелы в краеведческих познаниях.

Быть авиационной державой считается максимально престижным. В наиболее развитых странах мира существуют авиационные музеи. Кстати, их не очень много. Подобные музеи существуют в Великобритании, Франции, Канаде, Китае, Австралии, Германии, и некоторых странах поменьше.

В этом ряду находится и Харьковская область.

Музей авиации в Коротиче

В 2008 году на аэродроме «Коротич» создали выставочную площадку самолетов и вертолетов. Ежегодно выставку посещают 20 тысяч человек. Не так уж и много по сравнению с крупнейшими авиамузеями мира. Для сравнения посещаемость Музея авиации и космонавтики в Париже составляет 280 тысяч человек в год.

На летном поле выставляются около 30-ти типов летательных аппаратов, среди которых самолеты Ан-2, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, Су-17, Су-27 и вертолеты: Ми-1, Ми-2.

Ан-2 – один из самых знаменитых самолетов, разработанных украинским конструкторским бюро Антонова. Однодвигательный биплан, знаменитый «Кукурузник» использовался как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский самолет, состоял и состоит на вооружении ВВС многих стран. Также имел прозвища – «Везделёт», «Летучая Мышь», «Аннушка»

Первый полет Ан-2 состоялся в далеком 1947 года. Самолет взял на борт до 12 пассажиров и двух членов экипажа.

До 1991 года в СССР и Польше было построено более 19000 самолетов Ан-2. Китай выпустил по лицензии еще несколько тысяч штук (мелкосерийное производство продолжается в Китае до сих пор). Существует более 20 модификаций Ан-2.

Благодаря продолжительности выпуска самолет Ан-2 занесли Книгу рекордов Гиннеса.

Самолет используется и до сих пор.

Не менее интересен турбореактивный самолет МиГ-21, способный развивать скорость до 2229 км/ч.

Сверхзвуковой фронтовой истребитель третьего поколения был разработан знаменитым бюро Микояна и Гуревича в середине 1950 годов.

Это был первый МиГ с треугольным крылом. Это самый распространённый сверхзвуковой самолёт в истории и самый массовый истребитель 3-го поколения.

МиГ-21 принимал участие практически во всех крупнейших конфликтах второй половины прошлого столетия. Первым военным испытанием стала война Соединенных Штатов против Вьетнама, в которой бывший Союз поддерживал коммунистическое правительство Вьетнама и оказывал ему поддержку вооружением.

Конструкторское бюро Сухого представлено несколькими машинами, в частности Су-17.

Истребитель-бомбардировщик был разработан в первой половине 1960-х годов. Использовался в ряде локальных конфликтов 1970-1980-х годов.

Состоял на вооружении Польши, Вьетнама, Анголы, Сирии, Узбекистана и Ливии.

В коллекции еще несколько экспонатов известных конструкторских бюро, машины, которые стали уже историей мирового самолетостроения.

Заброшенный аэродром в Волчанске

На территории Харьковской области есть еще одна достопримечательность, которая могла бы стать местом паломничества для любителей авиационной техники – аэродром в Волчанске.

Сегодня аэродром находится в заброшенном состоянии. На летном поле можно обнаружить заброшенную технику, выстроенную рядами, самолеты и вертолеты Л-29, Ан-24РТ, Ми-2, Ми-8 и уже упомянутый выше знаменитый Ан-2.

Большинство машин пребывают, что называется в плачевном состоянии. Очевидно, аэродром, получивший неофициальное название «кладбище самолетов» нуждается в хозяйских руках (впрочем, как и многие достопримечательности на территории региона).

Среди любителей авиации и не только аэродром считается хорошим местом для прогулок и фотосессий.

Музей Гризодубовых

Вряд ли перечень авиационных достопримечательностей региона был бы полным без упоминания музея-квартиры семьи Гризодубовых на ул. Мироносицкой, 54-Б, в Харькове

Степан Гризодубов и его дочь Валентина Гризодубова – культовые персонажи в харьковской истории.

Гризодубов - конструктор-самоучка, который построил первый в Харькове управляемый самолет. Летательный аппарат он собрал в собственном сарае. Чертежи первого харьковского самолета были выполнены на основе кинопленки, где изображались полеты изобретателей братьев Райт. Гризодубов первым в Российской империи создал авиационный бензиновый двигатель.

Валентина Гризодубова - летчик-испытатель в составе различных экипажей установила ряд авиационных рекордов в 1930-х годах.

В частности, в 1937 году ею был установлен рекорд по дальности полета.

Выставка музея находится в квартире, где с 1921 по 1965 год жил и работал Степан Гризодубов. Здесь же прошла юность Валентины. Музей насчитывает две тысячи экспонатов, посвященных жизни и работе авиаконструктора и его дочери-летчицы: личные вещи, документы, переписка, фотографии семьи Гризодубовых, а также других выдающихся летчиков и космонавтов. В музеи огромная библиотека, посвященная авиации.

Музей ХАИ

Сердцем развития харьковской авиации был местный авиационный институт. В 1930-х годах известный в те времена авиаконструктор Иосиф Неман собрал насколько моделей самолетов ХАИ с различной нумерацией.

Расширить кругозор авиафаната может и музей Харьковского аэрокосмического университета «ХАИ». В экспозиции собрано значительное количество экспонатов, посвящённых истории авиации и космоса, а также истории университета – одного из самых знаковых для Харькова высших учебных заведений.

Музей авиационного завода

Харьковский авиазавод сейчас переживает не лучшие времена. Производство крупных лайнеров практически остановилось. А некогда ХАЗ был одним из крупнейших авиационных предприятий не только Украины, но и всего мира. Выпуск пассажирских авиалайнеров доходил до 60-70 машин в год.

Музей Харьковского авиазавода расположен и под открытым небом, и в выставочных залах. Здесь можно увидеть послевоенный Як, первый реактивный пассажирский самолет Ту-104. В экспозиции музея – 20 моделей авиалайнеров, среди которых первый самолет советской Украины – К-2.

Фото: gatta-bianka.livejournal.com, aeroclub.net.ua, mykharkov.info

Читайте також: