Пионер харьковской авиации

933
В начале прошлого века создание летательных аппаратов было делом энтузиастов-самоучек. Городов, где проводились, с одной стороны, уникальные, с другой – смертельно опасные летные эксперименты было не очень много. Среди мировых столиц авиации был и Харьков.

 

31 июля 1911 года Степан Гризодубов совершил пробный полет на своем аэроплане.

В качестве лирического отступления можно отметить, что дед Гризодубова был потомственным дворянином (имел три ордена). Отец дослужился до надворного советника, служил в харьковской казённой палате. Следовательно, и сам Степан Гризодубов принадлежал к дворянскому сословию.

Он окончил Харьковское железнодорожное училище и стал мастером электромеханического ремесла. Заведовал электростанцией дворянского собрания Харькова, имел собственную электромеханическую мастерскую в переулке Мордвиновском, 13, а затем на улице Мироносицкой, 91.

В 1908 году Гризодубов начал собирать летательный аппарат (с начала первых пробных полетов на аэропланах прошло пять лет).

Гризодубов пытался копировать самолет американских инженеров - братьев Райт.

Но Гризодубов не имел чертежей и использовал кадры кинопленки. Поэтому его модели всецело можно считать оригинальными.

Первый самолет не смог взлететь. Но несмотря на неудачу, Гризодубов продолжил работу.

Он смог поднять в воздух третью машину. Произошло это в 1912 году. Это был значительный успех отечественного самолетостроения. Изначально для полетов использовались самолеты, собранные за рубежом. Прославившиеся затем на весь мир авиаконструкторы, такие как Сикорский и Туполев, только начинали свои карьеры.

Гризодубов, не имея необходимого образования, материалов и инструментов, первым в империи создал авиационный бензиновый двигатель.

В 1915-1916 годах Гризодубов служил в армии, а после обучения в Петроградской школе авиации получил диплом пилота-авиатора.

В 1919-1920 годах командовал мастерскими Харьковского авиапарка, восстанавливал самолеты для Красной Армии.

С 1924 года руководил секцией планерного спорта Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма. Он стал организатором планеризма в стране.

Справедливости ради стоит отметить, что Гризодубов не стал авиационным конструктором. Но благодаря его деятельности в начале ХХ века Харьков приобрел известность одной из авиационных столиц мира.

Дочь Гризодубова прославилась еще больше как женщина-пилот (авиация ранее была все-таки более уделом мужчин, впрочем, как и сейчас). Экипажи с ее участием установили целый ряд мировых рекордов по дальности перелетов.

Читайте також: