Сегодня, 29 ноября, в ХОГА подписали меморандум о возобновлении выпуска самолетов на Харьковском государственном авиационном производственном предприятии (ХГАПП или ХАЗ). Однако гендиректора ХАЗа Александра Кривоконя на мероприятие не пригласили.
"ГородХ" попытался выяснить, почему судьба завода решается без участия руководства ХГАПП.
- Почему не позвали? Этот вопрос не ко мне. Те, кто организовал подписание меморандума, не позвали даже владельца завода в лице «Укроборонпрома». Думаю, что здесь попахивает тем, чтобы поменять топ-менеджмент предприятия.
Подписание меморандума связано с каким-то крупным заказом?
Да нет никакого заказа. Был бы - уже все знали бы. О чем сегодня подписывают меморандум и что они собираются выпускать - я не в курсе.
На каком свете находится законопроект о приватизации ХАЗа, которая рекомендована парламентским комитетом Верховной Рады?
Депутаты еще до конца не определились . Но ко мне уже идет письмо из Казахстана, на днях должно прийти, - Казахстан хочет поучаствовать в конкурсе приватизации ХАЗа.
По-вашему, что в первую очередь нужно сделать, чтобы возродить завод?
Списать долги, чтобы я мог сделать санацию. Тогда непрофильные активы пойдут на погашение долгов по зарплате. И у меня останутся только коммерческие долги, которые я тоже погашу – отдам «Мотор Сич» двигатели, которые у меня стоят, и сразу половина долга вернется.
А чтобы завод мог полноценно работать, нужно сделать госзаказ на исследовательско-конструкторские разработки для модернизации АН-74 для Минобороны, как это сделали для «Антонова», для АН-178. И мне больше ничего не нужно.
Недавно к вам прилетел на обслуживание иностранный самолет. Какие-то еще заказы ожидаются в ближайшее время?
В начале декабря прилетит второй самолет, затем третий. У меня пошла работа, а это никому не нужно. Надо, чтоб завод был остановлен и тогда легче провести приватизацию. Скажут: завод не работает, надо его срочно приватизировать. А сейчас завод начал работать и стараются сделать все, чтобы этого не происходило. Меня пытались через суд отстранить от должности, но ничего не получилось. Думаю, документы сегодняшнего меморандума отправят в Администрацию президента и пропишут, что готовы все сделать для завода, но нужно поменять менеджмент. Им сейчас нужно остановить завод.
Как сейчас обстоят дела с долгами по зарплате?
На сегодня долг составляет 3,9 миллиарда гривен – это все вместе, с зарплатой. Из них зарплата где-то 270 миллионов. Я заплатил людям долги за апрель-май 2020 года, за старого директора. Сейчас люди получают зарплаты за 2021 год – сентябрь уже выплатил и 20% за октябрь.
Сейчас на заводе идут сокращения, и по коллективному договору я должен 2 месяца платить тем, кого сократили. Это все добавляется к долгу, потому что на такие выплаты денег сейчас нет. Но пройдет сокращение и зарплатные долги расти не будут. А коммерческие долги уже не растут, я все остановил.
Помню, когда я пришел на завод – было 229 миллионов гривен убытка. Первое полугодие мы работали – в итоге осталось 33 миллиона убытка. Вы только подумайте над цифрами! К 1 января 2022 года планирую уменьшить убытки до 5 миллионов. А может и в ноль удастся выйти.
Заказов у ХАЗа сегодня нет? Только обслуживание тех 2-3 самолетов, которые прилетают из-за границы?
У меня стоит полтора десятка самолетов и мы их достроим без всякого вмешательства. О новых заказах пока речи не идет. Были разговоры о Канаде, но я встретился с послом Канады и говорю: я уже 6 месяцев на заводе, дайте мне тех канадцев, чтобы начать с ними переговоры. Ноль. Нет никаких канадцев. Есть один - прописан в Луганской области, который перед этим сделал компанию «Канада-Мотор Сич», потом «Канада-Антонов». Но это бред сумасшедшего.
Помню, в 2017 году, когда я первый раз руководил ХАЗом, мне пытались подсунуть инвесторов-«американцев». Я ближе познакомился и понял, что никакие это не инвесторы – у людей есть гараж, где они ремонтируют легковые автомобили, и вдруг захотели строить самолеты.
Если говорить о сегодняшнем дне – я поменял весь менеджмент, пришли молодые парни, которые готовы работать и поднять завод. Только бери и работай, но не дают же! Я боюсь, чтобы мы не потеряли ХАЗ.
Справка.
ГП "ХГАПП" - одно из двух серийных самолетостроительных предприятий Украины, которое до 1991 года с ГП "Киевский авиационный завод" Авиант" (сейчас это ГП "Антонов") - ежегодно производили от 150 до 200 самолетов Ан-24, Ан-26 Ан-32, Ан-74, Ту-13 и их модификации.
В июне 2015 года ХГАПП в состоянии банкротства вошло в состав "Укроборонпрома" - по решению правительства. Кредиторская задолженность ХГАПП на момент вхождения в состав Концерна составляла более 3,2 млрд грн. Задолженность по заработной плате - более 52 млн грн.
На сегодня общая задолженность ХАЗа составляет 3,9 млрд. грн.
Сегодня ХГАПП включен в перечень объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, и находится в процедуре распоряжения имуществом.
Напомним, в мае 2021 года работникам Харьковского авиационного завода выплатили 9 млн грн. долга по зарплатам за апрель-май 2020 года .
16 апреля 2021 года генеральный директор государственного концерна «Укроборонпром» Юрий Гусев уволил директора ХГАПП Сергея Задорожного и назначил на его место Александра Кривоконя.
Ранее «Город Х» сообщал, что 15 апреля сотрудники Харьковского государственного авиационного производственного предприятия перекрыли несколько городских дорог. Люди требовали выплатить им долг по зарплате.