Несмотря на то, что официально предвыборная гонка еще не стартовала, некоторые известные (и не то, чтобы очень) в городе политики заявили о своем участии в борьбе за должность городского головы.
Новый герой рубрики – депутат Харьковского городского совета Анатолий Родзинский – общественный деятель широко известный в узких кругах, на что указывает, с одной стороны, информационная гиперактивность потенциального кандидата, с другой, крайне невысокий результат, показанный им однажды на выборах городского головы (в 2015 году Родзинский набрал на выборах городского головы 3,6%).
Контуры будущего портрета попробуем обозначить краткими биографическими сведениями.
«Вечный» студент
Анатолию Родзинскому – 45. Жизненный и творческий путь потенциального претендента на кресло мэра отличался достаточно длительным периодом поиска своей социальной и интеллектуальной ниши.
Первую специальность «Прикладная математика и менеджмент», полученную в ХНУРЭ, дополнили познания в «Международных экономических отношениях», добытые в одном из подразделений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Но, очевидно, и этот путь эволюционного развития показался тупиковым, потому что в 2015 году был получен еще и диплом магистра правоведения. Некоторым здесь, возможно, припомнится песня из юмористической передачи «Я в этой жизни повидал немало, я был и саранчой, и Петросяном». Но не все параллели и аналогии обоснованы.
Сегодня наличие двух и более высших образований – явление достаточно модное. В анкетных данных претендента значатся четыре успешно оконченных вуза. Но объективно столь богатые коллекции дипломов не выходят за рамки количественных показателей. Огромному количеству выдающихся харьковчан для того, чтобы и выстроить успешную карьеру и вписать свои имена золотыми буквами в городскую историю, хватило и одного высшего образования. Кому как повезет.
Высшей формой общественного признания на данный момент остается избрание депутатом городского совета в 2010 году по мажоритарке. Для того, чтобы привлечь внимание значительной части электорального массива даже на ограниченной территории, необходимо обладать значительной долей если не харизмы, то хотя бы настойчивости.
Эксперт по слонам
На региональной политической арене Анатолий Родзинский несколько последних лет занимает позицию демонстративного критика городской власти. Дело как говорится нужное, дело важное. Такие люди в сложной системе общественных отношений тоже необходимы. Даже за римскими цезарями во время триумфов следовал специально обученный человек, подвергавший триумфатора самым едким и даже оскорбительным нападкам, дабы оный не зазнавался и был всегда в тонусе. Зачастую критические замечания не выходили за рамки принципа «Кошка бросила котят – мэр, конечно, виноват». Но школу оппозиционного мастерства при городском совете еще не открыли. Впрочем, в ней все равно было бы пусто, так как в деле критики каждый второй в стране – с рожденья академик.
В качестве примера неординарного разоблачения можно привести выступление потенциального кандидата в сети facebook под заголовком «В Харькове замучили до смерти слона».
Кто конкретно замучил? Работники зоопарка? Наверняка в зоопарки идут трудиться не те, кто любит животных, а те, кто их ненавидит? Именно так во всех сферах и происходит? Врачи ненавидят пациентов, учителя – школьников, вагоновожатые – пассажиров, и каждый человек целенаправленно выбирает для себя работу, которая ему максимально отвратительна? Все так делают. Ничего удивительного. Депутату стоило бы задать вопрос самим работникам зоопарка, но альтернативная точка зрения – одна из самых вредных вещей для оппозиционной деятельности.
Насколько можно понять из рассуждений «эксперта по слонам», животное погибло из-за стесненных условий содержания, поэтому реконструкция зоопарка не нужна, а затраченные на нее средства следовало бы направить на иные цели. Возникает вопрос: где логика? Она есть, просто не все способны ее понять.
Наиболее сильным местом критического поста является реплика «не нужно быть большим специалистом», что достаточно четко очерчивает рамки амплуа конкретного депутата-разоблачителя. Действительно, во многих сферах жизнеобеспечения необходимо быть специалистом. Но отдельные разновидности оппозиционной деятельности к этой категории не относятся.
Мастер создания информационных поводов
В нише оппозиционеров-индивидуалистов в последнее время достаточно кучно. Для примера, приблизительно на той же ниве усердно трудятся герои наших предыдущих публикаций – действующий депутат городского совета Алина Мустафаева и бывший депутат того же совета Дмитрий Маринин.
Анатолия Родзинского отличает достаточно высокий уровень мастерства создания информационных поводов с минимальными ресурсными (кто-то скажет, что и интеллектуальными – дело оценочных суждений) затратами.
К «классике жанра» можно отнести историю с альтернативной мемориальной доской, посвященной бывшему мэру Харькова Геннадию Кернесу.
22 июля депутат Родзинский прикрепил к зданию городского совета мемориальную доску. Через некоторое время доска была демонтирована. Просто потому, что демократия и правопорядок основаны на процедурах, а не на волевых актах харизматиков-одиночек. Мелкоскандальная история, равная стоимости яичной скорлупы, в условиях летнего мелкотемья с той или иной степенью интенсивности была освещена едва ли не всеми региональными медиа. Как можно заметить, простым бывает не только гениальное, но и вполне заурядное.
Депутатская «уринотерапия»
Бурная оппозиционная деятельность просто невозможна без скандалов как одного из главных механизмов саморекламы. Правда, некоторые эпатажные истории, связанные с депутатом Родзинским, скорее отвратительны, нежели курьезны или драматичны, что вряд ли прибавило и политического, и общечеловеческого капитала их центральному персонажу.
29 июня 2021 года депутат выступил с сообщением о том, что некие «неонацисты» - далее цитата: «попортили мой пижжачок Brioni, облили какой то едкой желтой жидкостью».
Электронные медиа тут же отреагировали на информационный повод, причем в самом невыгодном для потерпевшего свете, классифицировав «едкую желтую жидкость» как продукт человеческой жизнедеятельности.
Несмотря на то, что статус «жертвы» в современной мировой политике является одним из самых выигрышных (это позволяет требовать разнообразных покаяний и нескончаемых выплат компенсаций), на самом деле не все однозначно. Скандал скорее сыграл на понижение авторитета (если таковой имелся) потерпевшего. В новой отечественной истории вряд ли отыщутся случаи, когда подобным нападениям подвергались лица, воспринимаемые обществом на уровне высоких моральных и интеллектуальных авторитетов. Поэтому симпатии к пострадавшим в подобных случаях, стоит признать, чрезвычайно невысоки. А наличие на потерпевшем пиджака Brioni и вовсе сводит уровень сочувствия и сопереживания к нулю. И отнюдь не потому, что у избирателя предвзятое отношение к данному товарному знаку, а потому, что избиратель крайне чувствителен к стилистическим диссонансам – образ защитника «доли народной» в массовом сознании все еще крайне слабо ассоциируется с брендовыми одеяниями. Как говорили знатоки психологии масс, надо быть проще, и люди потянутся к тебе.
Мошенник или жертва террора?
В 2013 году издание ord-ua.com писало о действующем депутате Харьковского городского совета удивительные вещи. Якобы оный «с помощью созданного им «Консультационного центра по вопросам банкротства» помогал крупным заемщикам за 6 000 долларов США завершить кредитные отношения с банками».
Якобы кредиторы оставались при своих проблемах, только еще и лишившись 6-ти тысяч, но юридических претензий к Родзинскому возникнуть не могло, так как в договоре значилось оказание неких «консультативных услуг». А доказать, что «консультативные услуги» не были оказаны – дело практически невозможное.
По версии издания, таких клиентов были тысячи (возможно, число завышено), некоторые лишились имущества, попали под уголовное преследование, а один даже покончил жизнь самоубийством.
По странному стечению обстоятельств в то же время в открытое окно автомобиля Родзинского залетела бутылка с зажигательной смесью. Пострадали Родзинский и его водитель. Сам Родзинский подтверждал, что консультировал по вопросам банкротства банки, должников и арбитражных управляющих, но покушение не связывал ни с каким делом и никого не подозревал.
Вскоре Родзинский отправился в Киев работать в Минюсте замначальником управления, занимавшегося как раз вопросами банкротства.
Учитывая, что депутат Родзинский в брендовом пиджаке и на свободе, никаких претензий у блюстителей закона к нему нет. Хотя и дело о покушении, по данным самого потерпевшего, по странному стечению обстоятельств тоже осталось нераскрытым. Как показывает практика работы полиции, расследование подобных преступлений хотя бы на уровне задержания исполнителя вполне по силам существующей правоохранительной системе. Но возможно, нашлись лица, не заинтересованные в выявлении причинно-следственной цепи, финальным звеном которой оказался злополучный «коктейль Молотова».
Альтернативная грамотность
Жизнь полна парадоксов. Несмотря на наличие нескольких высших образований, потенциальный кандидат в харьковские мэры в письменной речи демонстрирует уровень безграмотности, вызывающий как минимум глубокое пожимание плечами.
В графическом изображении потоков сознания кандидат, очевидно, руководствуется старинным правилом «разделяй и властвуй». «Неонацисты» депутат пишет «нео – нацисты».
Сложное без сомнения буквосочетание «дж» на письме депутату не дается – отсюда и «пижжачок Brioni». Хотя Бог его знает, может это некий новый вид верхней одежды и никакой ошибки нет.
«Какой то» - отсюда дефис, очевидно, подался в «нео – нацисты».
«Собачих будок» - мягкий знак не для твердых оппозиционеров. Равно как и знаки препинания, ведь для настоящей оппозиции – нет препон.
И если где-то в харьковской школе тихо заплакала учительница русского языка, то теперь у вас есть версия, почему.
Впрочем, современный мир настолько сложен, что отклонения становятся нормой, и не далеки те времена, когда права «орфографических меньшинств» будут признаны в качестве основополагающих и социообразующих.
Шансы на победу
Попробуем предположить, что шансы на победу в выборах мэра, по состоянию на сегодня, у данного кандидата не очень высоки. Депутат Родзинский однажды уже участвовал в выборах Харьковского городского головы – в 2015 году. Показанный результат – 3,6% – вряд ли свидетельствовал о высоком уровне узнаваемости и электоральной поддержки. И далеко не факт, что за прошедшие с тех времен 6 лет что-то радикально изменилось.
Ведущие социологические агентства в свои опросы данного кандидата не включают.
В последних опросах Active Group, «Рейтинга» и «Оперативной социологии» фамилия Родзинского не значится. Наверняка ситуация изменится после официальной регистрации кандидатов. Компенсировать расстояние от непопадания в соцопросы до хотя бы попадания во второй тур будет, скорее всего, невозможно. Поэтому интригообразующим будет вопрос: сумеет ли кандидат превзойти свой результат шестилетней давности или пик популярности безвозвратно пройден?