Сегодня, 23 августа, харьковчане отмечают День города. В этот день ему исполнилось 365 лет.
А знаете ли вы, что из подземелий, которые скрыты под ногами харьковчан, археологи собираются создать муниципальный музей? Правда, для осуществления задуманного не хватает лишь одного – финансирования.
«Я считаю, что сохранившиеся подземелья должны наносится на специальную карту и надо создать специальный реестр, потому что они могут стать своеобразной туристической изюминкой нашего города - ведь в таком молодом городе, оказывается, есть очень интересные подземные находки, а не только современный метрополитен. Такие экскурсии в мире не новы. Например, в Люблине есть знаменитый Люблинский подземный маршрут, где часть подвалов 17-18 века были соединены с современными тоннелями, и все это построили при Советском Союзе в восьмидесятых-девяностых годах. Поляки водят туда туристов, и у них нет от отбоя от желающих. Это при том, что у них подвалы старые, а галереи, которые их соединяют - новые. А у нас обратная ситуация - у нас в центре города сохранилась целая система старинных галерей, и мы считаем, что они могут стать украшением экскурсионного Харькова, - отметил «ГородХ» член правления областного фонда «Дети подземелья» Игорь Денисенко. - Если мы сейчас будем говорить о реальных перспективах, которые можно было бы реализовать в течение ближайших 2-3 лет при должном финансировании, то получается так: один самый большой фрагмент на настоящее время - это порядка 250 квадратных метров подвальных помещений конца 18 века и около 100-120 метров погонных двухметровой ширины и двухметровой высоты подземных галерей. Этого хватит, чтобы провести полноценную экскурсию на 2-2,5 часа. А второй фрагмент - он меньше - порядка 55 м, но при проведении дополнительных работ мы можем его удлинить до 80 метров. И, я думаю, что это хорошая перспектива».
По его словам, все, что сохранилось, необходимо очистить до оригинального вида, а сами подземелья подкрепить и сделать безопасными для будущих туристов.
«Главное - не городить какие-то страшные конструкции, а очень аккуратно укрепить, где это нужно, чтобы там можно было постоянно безопасно находиться. Во-вторых, есть такой нюанс, что все эти подземные коридоры заканчивается либо тупиками, либо присоединены к какому-то подвалу, через который мы туда попадаем. Поэтому, считаю, что часть композиции должна быть посвящена находкам, которые были сделаны в этих коридорах. Возможны экспонаты, связанные с историей Харькова, начиная с самого древнего, казацкого периода и истории Харьковской крепости, затем Харьков купеческий, Харьков университетский. Что касается самих подземных галерей, обязательно в тупиках надо делать композиции диорамного характера, где тоже размещается часть находок и показывается какая-то сюжетная часть. Например, в одной из них могут быть фигуры проходчиков - строителей подземного хода. И экскурсовод в таком месте мог бы рассказать, с помощью каких инструментов и как наши предки строили все эти подземные хода. Что-то связанное с военной темой, рассказывающее о временах харьковской крепости, что-то напоминавшее о винном погребе и что тут хранилось. Отдельная часть экспозиций должна быть посвящена легендам подземного Харькова. Очень много ходит легенд, что скрывают подземелья нашего города, однако 99% таких рассказов не больше, чем красивые выдумки. Среди таких легенд – история о том, что Харьковская и Чугуевская крепости были соединены 25 километровым подземным ходом. По еще одной версии - все храмы нашего города объединены своеобразным кольцом из подземных ходов, чтобы священнослужители могли передвигаться из одного храма в другой, вне зависимости от того, что происходит на поверхности. Народная молва соединила три храма - Свято-Покровский мужской монастырь, Куряжский и Хорошевский монастыри подземными ходами», - поделился Игорь Денисенко.