Спустя два месяца после снижения цены на потребительские товары опять начали расти. Об этом свидетельствуют данные Государственной службы статистики.
В сентябре инфляция по сравнению с августом составила 2,3%. Кроме того, по сравнению с прошлым годом цены выросли более чем в два раза – на 51,9%.
Такой скачок цен слегка не вписался в информационную политику Нацбанка. Глава регулятора Валерия Гонтарева заявляла, что «ситуация с инфляцией контролируется», а «главная задача НБУ — ценовая стабильность».
Нынешней осенью подорожали продукты. В частности, стоимость яиц увеличилась на 9%, овощей – на 6,2%, молока – на 2%, мяса – на 1,1%.
Так, капуста сегодня стоит от 9 грн./кг, морковь – в среднем 10 грн./кг, картофель – по 4 грн./кг. Помидоры обойдутся в 30 грн./кг, а тепличные огурцы - в 25,55 грн./кг.
По словам эксперта ассоциации Украинского клуба аграрного бизнеса Игоря Остапчука, это связано с наступлением первых холодов.
В этом году к сезонному подорожанию добавился еще и экономический фактор (сокращение производства, увеличение производственных затрат и общий рост цен на фоне девальвации национальной валюты и инфляции), а также неблагоприятные погодные условия.
Впрочем, подорожали не только овощи. Подскочили цены на мясо: так, свинина сегодня стоит в среднем 79 грн./кг, говядина – 55 грн./кг, куриное филе – 59 грн./кг. Килограмм макарон обойдется примерно в 14 грн./кг, риса – 16 грн./кг.
Лидерами же удорожания остаются импортные продукты. Здесь среднее повышение цен в октябре по сравнению с январем 2015 года составило порядка 30-40%. При этом подорожание коснулось абсолютно всех категорий товара – от молочной продукции вин и мяса до макаронных, кондитерских изделий и даже бакалеи.
Однако безусловным лидером роста цен, опережая по этому показателю даже импортные товары, стало подсолнечное масло. С начала года рост цен на него составил 60,5%! И это при том, что Украина не просто производит подсолнечное масло в объеме, способном полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка, но и является крупнейшим экспортером этого продукта на рынки стран ЕС.
По словам Ярослава Ливицкого, аналитика компании «ПроАгро», на самом деле, в таком скачке цен нет ничего удивительного. Дело в том, что 90% производимого в Украине подсолнечного масла идет на экспорт.
«Сентябрьское значение индекса потребительских цен оказалось немного хуже нашей оценки и консенсус-прогноза агентства Bloomberg (оба предполагали +50% год к году)», — отмечает главный экономист Dragon Capital Елена Белан.
К концу года, утверждают экономические эксперты, уровень инфляции вырастет.
«К концу года мы ожидаем, что показатель инфляции составит 45%», – говорит руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий. По его словам, возможных факторов влияния на рост цен в этом году два — девальвация гривны и коммунальные тарифы.