Рост цен в Харьковской области замедлился: что повлияло

1893

С конца 2019  года в тренде давно забытый экономический термин «дефляция» (от лат. deflatio «сдувание») — снижение общего уровня цен на товары и услуги, процесс, противоположный инфляции.

В частности, цены на потребительском рынке Харьковской области в декабре 2019 по сравнению с ноябрем снизились, то есть "сдулись", на 0,1%, (по Украине – на 0,2%). Такие цифры обнародовало ГУ статистики в Харьковской области.

По информации регионального статведомства, в последний месяц прошлого года в регионе на 0,3% снизились цены на продукты питания и безалкогольные напитки.
В частности, в декабре по сравнению с ноябрем на 3,5-2,2% подешевели фрукты, мясо птицы, рыба и продукты из рыбы, макаронные изделия, сахар. Также на 1,2-0,8% стали доступнее рис, овощи, мука пшеничная, сало, кисломолочная продукция.

В то же время на 3,1-0,5% подорожали гречневая крупа, яйца, масло, сыры, молоко и молочная продукция, говядина, хлеб.
Цены на алкогольные напитки и табачные изделия повысились на 1,2%. Одежда и обувь подешевели на 4%.

Снижение цен (тарифов) на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива на 2,5% произошло в основном за счет уменьшения цен на природный газ на 11,6%.
Цены на транспорт в целом снизились на 0,4% в основном из-за удешевления автомобилей на 1,9%, топлива и масел - на 0,8%.

В общем, 2019 год наш регион завершил с ростом потребительской инфляции на 4,8%. Это замедление инфляции в 2,3 раза в сравнении с 2018 годом (11,2%). По Украине темп роста потребительских цен также снизился - с 9,8% в 2018 до 4,1% в 2019 году.

Достижение? Учитывая, что с 2013 года в Украине не было такой низкой потребительской инфляции (рост инфляции минувших лет по Украине составил: в 2017 – 13,7%, 2016 – 12,4%, 2015 – 43,3%), да, это победа. Но «победа со слезами на глазах», считает Богдан Данилишин, глава Совета Нацбанка Украины.

«Нацбанк формально достиг цели по инфляции, зафиксированной в "Основах денежно-кредитной политики на 2019 и среднесрочную перспективу" - 5% ± 1 процентный пункт», - написал Данилишин на своей странице в ФБ.

Но за счет чего снизилась инфляция? По мнению Богдана Данилишин, повлияла благоприятная конъюнктура на мировых рынках основных импортируемых товаров - нефти и газа. Также внесла свой вклад в ревальвацию гривны и неоправданно жесткая монетарная политика Правления НБУ. 

«Но в низкой инфляции прошлого года есть и обратная сторона. Отрицательная. Которая, на мой взгляд, значительно превосходит позитив от низкой инфляции», - утверждает глава Совета НБУ. В частности, среди негативных процессов в экономике страны он называет снижение промышленного производства в Украине, промышленную дефляцию (снижение цен на продукцию отечественных производителей), дефицит внешней торговли, то есть повышение объема импорта над экспортом. «Снижение цен производителей (за 11 месяцев 2019 – «минус» 4%, в т.ч. в добывающей промышленности - на 19,8%, в перерабатывающей промышленности - на 4,9%) может стать триггером дальнейшего падения промпроизводства», - считает Данилишин.

По мнению харьковского экономиста Валерия Рубана, в 2019 году, несмотря на статистические показатели, в Украине, к сожалению, не было никакого развития.

«В стране, где половина экономики работает в тени, нельзя доверять статистике. Мы только начали возвращаться к уровню 2013 года. И в ближайшие 3-4 года будем выходить из пропасти, куда нас загнали последние правительства. Экономика страны сегодня все еще пребывает в стадии стагнации. Нет ни иностранных инвестиций, ни внутренних ресурсов для развития экономики. Нет у нас механизма привлечения денег в развитие малого и среднего бизнеса», - заявил эксперт в комментарии для «Город Х». 

По его словам, развивать экономику станы можно было бы, к примеру, и за деньги украинских гастарбайтеров, а это порядка 10-12 млрд. грн. - в 2 раза больше транша МВФ.

«Так поступила Турция. Средства, которые заработали ее граждане в Европе, запустила в развитие малого и среднего бизнеса. В Украине эти деньги уходят на потребление - оплату коммунальных услуг за баснословные цены, продукты питания, лекарства и т.д. Словом, мы их проедаем. У нас просто грабительский механизм изъятия этих денег. К тому же, у нас до сих пор нет реальных механизмов борьбы с теневой экономикой. У нас нет развития по спирали. Есть развитие по кругу. Топчемся на месте, теряя время, людей и целые отрасли – самолетостроение, ракетостроение и т.д. Разорвать этот круг можно и необходимо, но только начав развитие внутреннего рынка», - заявил Рубан.

Читайте також: