Буллинг в школах. Это явление в учебных заведениях Украины встречается уже на протяжении многих лет. Правда, ранее модное нынче название «буллинг» заменяли словом «травля». Но смысл данного явления неизменный: над детьми в школах издеваются их же сверстники. По данным исследования, 67% учеников сталкивались с травлей.
В Харькове тоже нередко дети подвергаются буллингу. Самый нашумевший случай произошел недавно. Школьники и взрослые фактически затравили девочку из-за куска торта. Одну из учениц школы №151 не угостили кондитерским изделием лишь из-за, что ее родители не сдают деньги на нужды класса. По словам матери, девочка попросилась домой, однако учительница ее не отпустила, зато поставила у доски. Вступились за ребенка только несколько одноклассниц.
Ребенок, который находится «под гнетом», испытывает моральное давление: его избивают, портят вещи, унижают. Виновных наказывают, но далеко не всегда.
Искоренить данное явление в школах очень сложно, но хотя бы частично можно, уверяют специалисты. Для этого необходимо проводить психологическую работу с детьми. И чтобы привлечь к этом процессу харьковских педагогов, в городе на этой недели провели тематический тренинг. На нем обсудили причины появления буллинга и методы борьбы с ним.
«В занятиях с детьми важное значение имеет школьный психолог. 80% - школьный психолог и 20% - это уже правовое обеспечение. Если будут неравнодушные педагоги и работники социальных сфер участвовать в этих мероприятиях, то это будет способствовать позитивному развитию нашего будущего, потому что дети - это будущее», - уверена психолог Юлия Загуменная.
Кроме тренингов для педагогов, в Харькове периодически проводят различные акции. Одна из последних - «Стоп-буллинг» - прошла в ноябре. Ведущие украинские журналисты, спортсмены, психологи, юристы поделились с учениками собственными историями и отношением к проблеме. Также они рассказали ребятам о причинах и последствиях агрессивного поведения детей, дали советы, как противодействовать дискриминации и избегать травмирующих последствий притеснения.
Также в ноябре в Харькове провели и практический семинар «Профилактика социально-негативных явлений в детской среде», во время которого были рассмотрены вопросы психолого-педагогического сопровождения детей «группы риска». Также специалисты обсудили профилактику конфликтов в ученической среде с использованием медиации. Прошло в Харькове и заседание координационного совета по вопросу травли детей в школах.
Кроме того, в детско-юношеских общественных организациях, действующих во всех школах города, работают на постоянной основе центры медиации и права, школьные службы согласия, службы примирения, правовые объединения и комиссии.
Однако пока рано говорить о результатах данной работы, констатируют эксперты. Ведь искоренение травли детей в школах – долгий процесс, в который нужно вовлекать не только педагогов и психологов, а и родителей, дабы вместе подавить желание агрессивных детей выплескивать свои эмоции на сверстниках.