Школьников Харькова и области ждут большие перемены

4034
«ГородХ» выяснил, чего ждать от новой реформы образования.

В Харькове и области отгремели "первые звонки". Сегодня, 3 сентября, впервые за школьные парты сели 26,6 тысяч детей. Они станут «первооткрывателями» реформы образования – "Новая украинская школа".

Какие же изменения ждут "первопроходцев"? 12-летнее обучение, то есть дети будут идти в школу в 6 лет и выпускаться в 18 лет; оценок не будет, учеников младшей школы будут оценивать словами - «плохо», «хорошо», «молодец» или «отлично»; домашних заданий для первоклашек вообще не будет, а для остальных оно будет легче и его будет в разы меньше. Кроме того, дети будут писать не ручками, а карандашами; тетради будут подписывать в свободной форме.

Также изменения коснулись программы обучения средней школы. Например, на уроках украинского языка дети будут писать сочинения без отрыва от реальной жизни - на темы финансовой грамотности или экологической безопасности. Для уроков физкультуры расширили перечень спортивных дисциплин - регби, корфбол, петанк, фехтование, военно-спортивные игры, степ-аэробику и чирлидинг. А вот на уроках «Основы здоровья» школьники будут учиться, как правильно вести себя в соцсетях, а 40% материала биологии будет вынесено в опционное обучение.

«Школа живёт сама по себе, а реальная жизнь существует отдельно от неё. А ведь роль школы в том, чтобы помочь человеку самореализоваться. Поэтому мы переходим от школы, которая пичкает ребенка теоретическими знаниями, к школе, где готовят человека XXI века, учат компетентностям», - объяснила суть реформы министр образования Лилия Гриневич.

К слову, в департаменте образования Харьковского горсовета уверены, что такие изменения пойдут только на пользу детям.

«Считаю, что на качестве образование такое послабление в школах никак не отразится, а вот на здоровье скажется только в лучшую сторону. Не такая нагрузка будет на зрение и позвоночник. А весь упущенный объем знаний в начальной школе успеем догнать на протяжении 12-летнего образования. В целом, изменения мне нравятся. Теперь на первом месте будет состояние и внутренний мир ребенка. Наверное, пришлось больше углубляться в психологию. Правда, пока не знаю, как все получиться реализовать в классе, где учится больше 30 детей», - рассказала «ГХ» директор департамента Ольга Деменко.  

Похожего мнения придерживаются и в Харьковской облгосадминистрации.

«Я регулярно встречаюсь как с директорами школ, так и с педколлективами. Вопросы, конечно, возникают, но в целом – поддержка. Потому что на деле видно, что нынешние реформы – они не от скуки чиновников. Они назрели, они обоснованы и они продуманы. К примеру, когда мы говорим о новом подходе к изучению языков – это не пустой звук. Это сразу же оборудование лингафонных кабинетов в школах. Это проработка программ с носителями языка и практиками новейших курсов. Когда мы говорим об опорных школах – это сразу передача автобусов, реконструкция филиалов и капитальный ремонт самих школ с применением энергосберегающих технологий. Все должно быть не просто красиво, но и функционально в первую очередь. На этом акцент. Так что мы не только готовы, но и активно развиваем идею Новой украинской школы – нам это близко.», - сообщил заместитель главы ХОГА Анатолий Бабичев.

У депутатов Харьковского облсовета мнения различны. Кому-то реформа нравится, а кто-то считает, что условий для нее в стране нет.

«К реформе образования отношусь неоднозначно. Потому что большинство предложений Министерства образования могут работать при определённых условиях, которые в нашей стране пока не создают. Например, создание опорных школ в сельской местности - прекрасная инициатива. Но она будет хорошо реализована, если у этих школ будет определенная база. Это и школьные автобусы, и укомплектованные оборудованием классы, и общежития для преподавателей. Акцент на профильное образование - тоже неплохая инициатива, но опять же, если будет соответствующая кадровая подготовка. Украинские учителя не знакомы с подходом преподавания объединенных дисциплин. Они достаточно узкоспециализированы. Ожидать, что буквально за год всех учителей в Украине, которые преподают в старшей школе, переучат – это слишком оптимистично», - отметил "ГХ" заместитель председателя Харьковского областного совета Владимир Скоробагач.

«Реформа нужна, поскольку то состояние, в котором находится образование, не соответствует современным требованиям - способность к обучению на протяжении всей жизни. Фактически, сейчас школа еле держится на остатках еще советской системы образования и родительских средствах, а уровень зарплат учителей никоим образом не мотивирует молодых, активных, креативных выпускников идти работать в школу. Сейчас сложно сказать, насколько успешной будет реформа, ведь сегодняшние первоклассники будут учиться 12 лет. Бесспорно, положительным является то, что в первый раз за все годы независимости, государство сделало попытку создать равные условия обучения и для первоклассников мегаполисов, и для первоклассников маленьких городков и сел. Теперь важно, чтобы местная власть отвечала новым стандартам и смогла закупить то, что декларируется - не просто "плазму" в класс, а именно мультимедийный контент», - уверен депутат Харьковского областного совета Виктор Кисиль.

«Давно известно, что в возрасте 6-10 лет дети наиболее активно усваивают и впитывают новую информацию. А значит, в младших классах над ними нужно не эксперименты проводить, а наполнять качественными знаниями в доступной форме. Я как отец и гражданин могу сказать только одно: обидно за нашу страну, потому что здесь не думают о том, как сделать нацию более грамотной и всесторонне развитой», - добавил экс-вице-губернатор Харьковской области Валентин Дулуб.

Депутаты Верховной Рады считают, что реформу нужно проводить только при условии понимания потребностей отрасли и ее стабильного финансового обеспечения.

«Реформа образования должна быть одна - больше строить техникумов, лицеев, школ, детсадов, а не закрывать их. Сегодня мне из разных областей пишут - то тут, то там закрывается школа, детсад, дети ездят за знаниями в соседнее село. Если мы хотим иметь сильную страну - должны создать все условия для обучения и физического воспитания детей. Сейчас я добиваюсь возвращения бесплатных обедов во все школы. Кроме того, наша команда добивается строительства спортивной инфраструктуры для молодежи. Чтобы в каждом райцентре был спортивный комплекс с бассейном, а в каждом селе - хотя бы стадион. Тогда дети будут не по "наливайкам" слоняться, а заниматься спортом. Эти все моменты должна включать реформа образования. Нужно делать ставку на здоровую и образованную молодежь, так как в народе говорят: если ты больной и глупый - ты никому не нужен», - подчеркнул "ГХ" народный депутат Олег Ляшко.

Как отметил "ГХ" народный депутат Украины Дмитрий Шенцев, об эффективном реформировании можно говорить только тогда, когда есть понимание потребностей отрасли и ее стабильное финансовое обеспечение. При этом в Украине складывается ситуация, когда на реформу образования были предусмотрены достаточные средства, но из-за бюджетного кризиса учителя в регионах постоянно недополучают обещанные выплаты. По итогам первого полугодия сфера образования уже недофинансирована на 11%. В частности, во многих областях педагогам смогли выдать лишь от 30 до 70% отпускных. А если говорить о годовом обеспечении, то при потребности в 31 млрд грн. на зарплату учителей в госбюджет заложено лишь 26,6 млрд грн.

«Эффективность реформ непосредственно зависит от уровня мотивации тех, кто воплощает их в жизнь. Если учителя недополучают обещанные средства, у них не будет заинтересованности работать над изменениями», – резюмировал Дмитрий Шенцев.

Читайте также: