Обречены стать "вечными студентами". В Харькове ученые провели важный диспут (фото)

1264

В Харьковском гуманитарном университете "Народная украинская академия" (ХГУ "НУА") 11 февраля состоялась традиционная ХХ Международная научно-практическая конференция, посвященная развитию современного образования. Тема юбилейного научного форума – "Образование взрослых в условиях неопределенности: привлечение, мотивация, тенденции". 

Крупное научное событие, проходившее в офлан- и онлайн-формате, собрало более 120 ученых, преподавателей-практиков не только из Украины, но и с других стран: Швеции, Германии, Польши, Беларуси, Турции, Албании. В их числе - специалисты в области истории образования и методики преподавания, экономики и права, социологии и филологии, представители бизнеса. 

Открывая форум, доктор исторических наук, профессор, ректор ХГУ "НУА" Екатерина Астахова подчеркнула, что ХХ научная конференция стала одним из главных событий НУА, отметившей в прошлом году свое 30-летие.

"Мы все эти 30 лет исповедуем позицию - без научного анализа результаты в области образования будут плачевными. За 20 лет наши конференции превратились в достаточно авторитетную экспертную площадку, на которой работают ученые не только из Харькова, но со всей Украины и других стран. Наверное, главный аргумент в пользу таких конференций – они все посвящены разным аспектам одной проблемы – образования. Ежегодно мы выбираем какой-то из аспектов, который, с нашей точки зрения, наиболее актуален. Сегодня – это образование взрослых в условиях неопределенности", – сказала модератор конференции. 

Как отмечалось, нынешняя февральская конференция в НУА – это продолжение диспута ученых и практиков, который два года назад инициировал Харьковский национальный педагогический университет им. Г. Сковороды, и где работает научная лаборатория образования взрослых.

Участники форума подчеркивали, что образование взрослых, которое еще недавно рассматривалось как актуальный вопрос, сегодня превратилось в отдельное глобальное направление в секторе образования. В условиях пандемии его актуальность резко возросла. И у Харькова есть уникальная возможность выйти в лидеры по образованию взрослых в Украине.

"В мире появились новые тенденции, новые образовательные течения. Цивилизованные страны много внимания уделяют непрерывному образованию и образованию взрослых. А в Украине делаются первые шаги. И Харьков имеет все предпосылки стать центром развития образования взрослых. У города инженеров, медиков, военных, ученых, студентов есть и потребность, и возможность для этого", - отметила Екатерина Астахова.

Участники конференции акцентировали внимание на том, что система образования призвана формировать мировоззренческую потребность и способность человека получать новые знания на протяжении всей его жизни. Поэтому предлагают уделять внимание не только привычным образовательным формам – дошкольному, школьному, высшему - но и неформальным.

"Необходимо максимально создать условия в системе образования, чтобы человек непрерывно развивался. Должны быть созданы совершенно разные образовательные форматы. Есть такие понятия, как формальное образование, неформальное и информальное. Они отличаются друг от друга. Формальное привязано к традиционным формам обучения: я заканчиваю колледж, потом университет и так далее. Но сегодня должны развиваться разные образовательные форматы. Важно, чтобы курсы повышения квалификации, семинары, другие формы обучения, которые человек сам для себя выбирает, в том числе и самообразование, можно было зафиксировать, признать и использовать.  Сегодня для образования серьезная проблема – какие форматы образования существуют и какие из них государство и работодатель признают как повышение квалификации, как образование. Словом, необходимо признать то, что человек делает помимо формальных институтов", – высказала свою точку зрения ректор НУА Екатерина Астахова.

Но ключевой задачей профессор считает создание условий, при которых человек будет мотивирован на постоянное саморазвитие. А это нужно начинать с детского сада и младших классов, – уверена ректор учебно-образовательного комплекса нового типа, который обеспечивает непрерывное образования, начиная от дошкольного.  

"Формировать мотивацию к постоянному переобучению после окончания вуза – совершенно бесполезное дело. Ориентировать человека на постоянное саморазвитие нужно с дошкольного и младшего школьного возраста. Чтобы у него сложилась мировоззренческая позиция, потребность постоянно себя развивать, совершенствовать, заниматься повышением своего интеллектуального, профессионального, общекультурного уровня.  То есть, нарабатывать на эффективное образование взрослых должна вся система образования: дошкольное, школьное и высшее", – считает Екатерина Астахова.

Ректор ХНПУ им. Г. Сковороды, доктор педагогических наук, профессор Юрий Бойчук подчеркнул, что сегодня важно помочь человеку адаптироваться к новым профессиональным вызовам времени. Нужен как системный подход к беспрерывному образованию, так и закрепление образования взрослых на законодательном уровне, финансирование этого направления. 

Речь идет о необходимости принятия ряда нормативных документов, а также законопроекта "Об образовании взрослых", который 9 февраля 2022 года был поддержан правительством. Этот документ, в частности, позволит за счет льготных долгосрочных кредитов получить образование в колледже или степень в вузе по другой специальности людям, имеющим страховой стаж не менее 7 лет. В законопроекте также учтены рекомендации Европейского Союза по вопросам развития образования на протяжении жизни и образования взрослых, а также отечественный опыт.

Принятие этого закона – только первый шаг к формированию качественной системы образования для взрослых, реализации права на непрерывное обучение, – отметила доктор педагогических наук, член-корреспондент НАПН Украины, директор Института педагогического образования и образования взрослых имени Ивана Зязюна, профессор Лариса Лукьянова. По ее словам, если украинское общество хочет отвечать европейским стандартам, необходимо ускорить процесс создания нормативной и финансовой базы для взрослого образования. 

"Изменения в обществе настолько стремительные, что взрослому человеку, хочет он или нет, необходимо адаптироваться к ним. Потому что человек, который еще вчера был специалистом, сегодня уже во многих моментах не разбирается, а завтра становится непригодным к полноценной профессиональной жизни. Словом, человек, который не учится, становится носителем устаревших знаний. И наша задача - научить его учиться",- отметила мэтр конференции Лариса Лукьянова.

"Человеку необходимо помочь найти время на самообразование. Для этого образовательным учреждениям нужно быть более гибкими: где-то прийти к человеку в дом с онлайн-курсами, где-то на неделю его отвлечь, где-то на рабочем месте. Вариантов много. Без этого человек очень быстро потеряет свою профессиональную актуальность, возможность вписаться в новые правила общества. Хочешь быть на поверхности, хочешь быть профессионалом, хочешь сохранять активную жизнь – придется учится. Мы все обречены на это в хорошем смысле этого слова", – считает профессор Екатерина Астахова.

Подводя итоги конференции, эксперты также предложили не перенимать один к одному опыт других стран, а искать свои пути развития, в том числе в образовании.

"Украина не должна играть в догонялки. Догонять – бесполезно. А двигаться по другой, своей траектории – это выход. Я искренне верю, что у Украины могут быть перспективы в образовании, в том числе на региональном уровне", – резюмировала ректор ХГУ "НУА" Екатерина Астахова.

Публикации ХХ Международной научно-практической конференции "Образование взрослых в условиях неопределенности: привлечение, мотивация, тенденции" - по ссылке.         

Справка. Начиная с 2003 года, ежегодно в феврале в ХГУ "Народная украинская академия" проходит международный научный форум, в котором принимают участие преподаватели школ и вузов, ученые и ведущие специалисты в области образования. Тематика обсуждений связана с актуальными проблемами сферы образования.

За 20 лет такие встречи стали эффективной площадкой обмена мнениями между исследователями – представителями разных наук и направлений: истории, социологии, экономики, педагогики, психологии, политологии, правоведения, управления в сфере образования и другими. За прошедший период в конференции приняли участие представители разных городов Украины (Днепр, Запорожье, Киев, Харьков, Житомир, Одесса, Винница, Тернополь, Львов, Черкассы, Полтава) и других стран (Беларусь, Германия, Казахстан, Литва, Латвия, Польша, США, Франция, Швеция, Эстония, Турция, Албания).

В 2018 г. Сборнику материалов конференции присвоен ISNN 2616-9770, он вошел в наукометрическую базу данных Index Copernicus (онлайн-база данных информации, предоставленной пользователями, включая профили ученых, а также научных учреждений, публикаций и проектов).

Читайте также: