В Харьковском гуманитарном университете «Народная украинская академия» (НУА) 12 февраля состоялась XIX Международная научно-практическая конференция. Ее тема - «Абитуриентская среда периода глокализации: пути формирования и тенденции развития».
Конференция впервые проходила в смешанном формате - очно и онлайн. В ней приняли участие ученые и преподаватели-практики ведущих вузов и школ из семи стран: Швеции, Германии, Польши, Беларуси, Сербии, Казахстана и Украины (Киев, Черновцы, Сумы, Днепр, Запорожье). На конференции выступили: ректор ХНЭУ им. С. Кузнеца, доктор экономических наук, профессор Владимир Пономаренко, ректор ХНУ им. В. Каразина, доктор социологических наук, профессор Виль Бакиров, проректор ХГУ «НУА», доктор социологических наук, профессор Екатерина Михайлева, а также их украинские и зарубежные коллеги.
Всего более 100 человек во время шестичасового диспута говорили об особенностях нынешнего поколения абитуриентов и современных вызовах, с которыми столкнулись украинские вузы, школы, о реформе в сфере образования, о плюсах и недостатках ВНО, о зарубежном опыте и пр.
Ректор ХГУ «НУА», доктор исторических наук, профессор Екатерина Астахова, открывая конференцию, среди прочего отметила: сегодня украинские вузы столкнулись с проблемой снижения интереса к базовым знаниям среди школьников.
«В вузы зашло достаточно много молодых людей, не готовых к вузовским образовательным программам», - заявила ректор НУА.
В то же время, по ее словам, в высшей школе появилась проблема набора студентов.
«Система высшего образования попала, даже влетела на международную и на региональную конкуренцию. В условиях возросшего в системе образования права выбора, динамичной интернационализации мира абитуриенты получили возможность выбора не только в пределах своего города или региона, но и за пределами страны», - отметила Екатерина Астахова.
Ее коллега ректор ХНЭУ им. С. Кузнеца Владимир Пономаренко в своем докладе отметил, что в Украине уже два десятка лет длится образовательная реформа, но до сих пор нет единства в ее реализации.
«Образовательную отрасль не рассматривают как единую систему, функционирующую в различных формах, нет гармоничного взаимодействия дошкольного, школьного, высшего и последипломного образования. Отсутствие системности и замена концептуальных основ развития образования политизированными лозунгами приводит к принятию законов и подзаконных актов, которые не только не имеют единого категориального базиса, а порой банально противоречат друг другу», - отметил профессор.
По его мнению, введение внешнего независимого оценивания (ВНО), с одной стороны, дало положительные результаты: единый подход к оцениванию знаний, мотивацию на интенсивную работу по подготовке к тестированию и др. Однако, по данным Пономарева, исследования качества знаний у выпускников 2008 года и 2019-го поставили под сомнение возможность объективно оценить по тестам знания учеников по математике, физике, истории и других предметов.
«Снижение уровня математической подготовки абитуриентов в последние годы констатируется преподавателями университета. Кроме того, средний балл ВНО по математике снизился со 151,8 у выпускников 2008 года до 139,7 в 2019-м, что, к сожалению, нельзя объяснить повышением сложности тестов. Такой уровень среднего образования не мог дать толчок к повышению качества высшего образования в стране. Поэтому констатирем: стратегические цели введения новой системы поступления в вузы не достигнуты», - заявил Пономаренко.
О необходимости усовершенствования системы оценивания знаний абитуриентов и повышения образовательного уровня школьных педагогов говорили другие участники конференции. Среди прочих проблемных вопросов они отмечали неготовность школ к онлайн-образованию как со стороны школ и учителей, так и детей и их родителей.
Подводя предварительные итоги конференции, ректор НУА Екатерина Астахова заявила, что у каждого вуза есть огромный опыт взаимодействия с абитуриентами, формирования абитуриентской среды, однако вернуть уважение общества к образованию вузы в одиночку не смогут - нужна поддержка государства
«И государство, и вузы должны формировать имидж образования. В одиночку никто не справится. Необходимо на уровне государства формировать уважение к образованию как ценности общества», - резюмировала Астахова.
По итогам конференции будет выпущен сборник публикаций, посвященных теме изучения современной абитуриентской среды и реформированию системы образования.