В нынешнем году в школы Харьковщины пойдут 24,5 тысячи первоклассников. По словам заместителя главы Харьковской облгосадминистрации Анатолия Бабичева, по сравнению с прошлым годом, количество первоклассников немного увеличилось. Так, средняя наполняемость классов в школах области оставит 19 учеников.
«Это выше, чем в среднем по Украине. Увеличение наполняемости говорит о том, что становится больше учеников, а малокомплектных школ становится меньше. В прошлом году количество таких школ уменьшилось на 38 - до 200 учебных заведений» - подчеркнул Бабичев.
Стоит отметить, что в нынешнем году на части школьниках государство проведет своеобразный эксперимент. Всего в нем примут участие 100 школ во всех областях Украины. На Харьковщине отобрали четыре школы: Харьковская гимназия №12, Хорошевская общеобразовательная школа I-III ступеней Харьковского района, Богодуховский коллегиум №2 и Красноградская общеобразовательная школа №1 имени А. И. Копыленко. Ученики этих учебных заведений начнут обучение по новой программе, которую собираются внедрить во всех школах в 2018 году.
Среди нововведений – 12-летнее обучение, то есть дети будут идти в школу в 6 лет и выпускаться в 18 лет; учеников младшей школы будут оценивать словами - «плохо», «хорошо», «молодец» или «отлично»; домашних заданий для первоклашек вообще не будет, а для остальных оно будет легче и его будет в разы меньше. Кроме того, дети будут писать не ручками, а карандашами; тетради будут подписывать в свободной форме.
Также изменения коснулись программы обучения средней школы. Например, на уроках украинского языка дети будут писать сочинения без отрыва от реальной жизни - на темы финансовой грамотности или экологической безопасности. Для уроков физкультуры расширили перечень спортивных дисциплин - регби, корфбол, петанк, фехтование, военно-спортивные игры, степ-аэробику и чирлидинг. А вот на уроках «Основы здоровья» школьники будут учиться, как правильно вести себя в соцсетях, а 40% материала биологии будет вынесено в опционное обучение.
К слову, в департаменте образования Харьковского горсовета уверены, что такие изменения пойдут только на пользу детям.
«Считаю, что на качестве образование такое послабление в школах никак не отразится, а вот на здоровье скажется только в лучшую сторону. Не такая нагрузка будет на зрение и позвоночник. А весь упущенный объем знаний в начальной школе успеем догнать на протяжении 12-летнего образования», - рассказала «ГХ» директор департамента Ольга Деменко.
Однако, далеко не все эксперты согласны с таким подходом. Например, эксперт Центра Разумкова Людмила Шангина и вовсе считает, что в результате реформы «мы будем иметь плохо образованных взрослых людей, которые пополнят армию если не безработных, то дешевой рабочей силы».
А вот почетный доктор Национальной Академии педагогических наук Украины Николай Палтышев уверен, что все зависит от методики преподавания и тех взаимоотношений, которые сложились между учителем и учеником.
«Сейчас планируют, что дети в первом и втором классах не будут учить таблицу умножения, сложение и вычитание чисел. Уроки должны проводиться в игровой форме, дети должны писать карандашом. Это взято из опыта вальдорфских школ, которые были созданы для детей из гетто в Америке, не посещавших обычные государственные школы. В таких школах учили элементарной грамотности и разным ремеслам. А как же быть учителю, когда дети уже в первый класс приходят, зная и азбуку, и математический счет, а согласно программе начинать учить считать дети должны только к 10 годам. Получается, что с самого начала в школах начнут тормозить развитие детей. Еще больше меня волнует вопрос содержания образования. Если раньше в школах было порядка 22 обязательных предметов, то сейчас оставляют обязательными только шесть предметов. Остальные предметы дети сами должны выбирать. Хорошо, если родители умные и понимают, что такие предметы, как физика, математика, химия, биология, нужны всем детям. А если не понимают и пустят на самотек, то дети выберут то, что им полегче учить. В Минобразовании же наоборот считают, что дети очень перегружены, поэтому и сокращают учебные предметы. Но если учитель прекрасно преподает свой предмет, все выучивается на уроках и отсутствуют домашние задания, то детям учиться легко и интересно. Поэтому я уверен, что все зависит от методики преподавания и тех взаимоотношений, которые сложились между учителем и учеником. И реформа тут не имеет никакого эффекта», - объяснил Николай Палтышев.