Историю харьковского танкостроения традиционно связывают с именем Михаила Кошкина, который считается создателем знаменитого танка Т-34. Иным талантливым конструкторам с признанием повезло меньше.
Имя Афанасия Фирсова - начальника Конструкторского бюро танкостроения Харьковского паровозостроительного завода в 1931-1936 годах - в советские времена было не на слуху. Фирсов был репрессирован, что надолго вычеркнуло его имя из истории развития харьковской науки и техники.
25 апреля – день рождения Афанасия Фирсова – талантливого конструктора, создателя ряда моделей танков.
Фирсов родился в 1883 году в Бердянске в семье многодетной (14 детей), но зажиточной. Отец был местным купцом.
Получил техническое образование и опыт работы в Германии и Швейцарии. В Российскую империю вернулся после начала Первой мировой.
Работал в Коломне, Нижнем Новгороде и Николаеве.
В конце 20-х в Николаеве Фирсов стал фигурантом дела о вредительстве.
В Госархиве Николаевской области хранится обвинительное заключение по делу о контрреволюционной вредительской группе на Николаевских судостроительных заводах. По делу проходили 17 лиц. В деле отмечалось: «…Большинство из них — бывшие дворяне, офицеры, ярые противники Советской власти. Вот краткое социальное прошлое и политическая физиономия их».
О Фирсове в деле указывалось: «Является участником контрреволюционной вредительской группы на Николаевских государственных судостроительных заводах. Зная о том, что дизеля можно выпускать с имеющимся инструментом, настаивал на том, что для выпуска их необходимо заказать инструмент за границей, благодаря чему к выпуску дизелей приступлено не было. Для выполнения заказов были закуплены четыре пары дизелей на фирме «Зульцер» стоимостью 1,5 млн рублей золотом.
Фирсов в свое время несколько лет работал в Германии в фирме «Зульцер» и близко был знаком с иными фигурантами «николаевского дела»
Большинство из обвиняемых получили различные сроки заключения в тюрьме и лагерях. Но Фирсова отпустили.
Однако в 1930-м Фирсова арестовали опять же по обвинению во вредительстве. Был приговорен к лагерям сроком на 5 лет.
Но спустя год он был не только освобожден, но и назначен на достаточно высокую должность - руководителем секретного танкового КБ в Харьков.
Под руководством Фирсова в Харькове были созданы быстроходные танки БТ-5 и БТ-7.
По одной з версий, под руководством Фирсова начались разработки машины, которая затем была оформлена в один из лучших танков Второй мировой войны Т-34.
В своей рукописи «Воспоминание о танкостроителях и дизелестроителях» Василий Васильев, стоявший у истоков создания двигателя танка Т-34, написал:
«Официальная советская историография связывает создание знаменитого танка Т-34 исключительно с именем главного конструктора Михаила Кошкина, сменившего в декабре 1936 года репрессированного Афанасия Фирсова. Но основы для создания Т-34, его первичный технический облик, основные боевые характеристики были заложены ещё при Фирсове. Уже в конце 1935 г. на столе главного конструктора лежали проработанные эскизы принципиально нового танка…»
(Правда, на право называться «отцом Т-34» претендует еще один харьковский конструктор Адольф Дик, который, по версии иных исследователей, разработал проект танка под названием А-20. Дик также был репрессирован, много лет провел в ссылке, вернулся к работе конструктора, дожил до конца 1970-х).
В 1935 году ХПЗ передал танк БТ-7 в серию. Завод наградили орденом Ленина, а Фирсова — орденом Красного Знамени.
Но летом 1936 года Афанасий Фирсов был отстранен от руководства КБ. К тому времени в войска было поставлено 687 танков БТ-7. На танки массово начали приходить акты-рекламации о выходе из строя коробок передач. БТ-7 получил ярлык «вредительского танка».
Причинами поломок могли быть конструктивные недостатки машин, которые собирались в «стахановской» спешке. Помимо этого, считалось, что быстроходные танки должны совершать прыжки, что выводило из строя некоторые части машин.
Но начался активный поиск «вредителей».
В середине 1937 года Фирсов вновь был арестован и отправлен в тюрьму. В тему пришлось и буржуазное происхождение конструктора. Помимо Фирсова в группе «вредителей» оказался и директор завода Иван Бондаренко, расстрелянный в 1937 году.
Недостатки танка были устранены, но участь Фирсова это уже не облегчило. Точных сведений о его дальнейшей судьбе нет. По одним данным, он умер в заключении в 1943-м на 65-м году жизни, по другим – расстрелян в 1937-м.
Реабилитирован в 1956 году «за отсутствием состава преступления».