В начале марта 80 лет назад произошло событие уникальное не только для истории Харькова, но и истории мировой.
5 марта (по некоторым данным, в ночь с 5-го на 6-е) из Харькова выдвинулась колонна из двух танков Т-34 и двух тягачей «Ворошиловец». Один из тягачей был оборудован под ночлежку, второй – до отказа забит запчастями. Колонна двинулась в Москву.
Зачем понадобился танковый поход?
С 1937 года знаменитый конструктор танков Михаил Кошкин в Харькове работал над созданием среднего танка.
К 1940 году машина была готова. Ее собрали на заводе №183. В феврале-марте 1940 года два танка испытали на заводском полигоне. Испытания прошли успешно. Но военные продолжали сомневаться в необходимости такой машины.
Создатели танка приняли решение продемонстрировать его исключительные возможности. И в те времена, и сейчас бронетехнику к местам учений или боевых действий доставляют железнодорожным транспортом (сейчас и автомобильным). Марш своим ходом на расстояние 750 километров от Харькова до Москвы был беспрецедентной акцией. Руководил походом главный конструктор Михаил Кошкин.
Марш-бросок совершался в условиях строгой секретности. Участники пробега избегали населенных пунктов. Средняя скорость движения колонны не превышала 30 километров в час.
Правда, не обошлось без неприятностей. В районе Белгорода один танк вышел из строя. Но рабочая машина продолжила движение.
К вышедшему из строя танку выдвинулась из Харькова ремонтная бригада. Танк был восстановлен и отправился догонять колонну.
В ночь на 17 марта обе «тридцатьчетвёрки» прибыли на Ивановскую площадь Кремля. Кроме Михаила Кошкина в Кремль допустили только двоих сотрудников завода №183.
Когда машины осматривали представители руководства страны, для них было организовано танковое представление. Машины разъехались: одна – к Спасским, другая – к Троицким воротам. Не доезжая до ворот, они круто развернулись и понеслись навстречу друг другу. Проделав несколько кругов с поворотами в разные стороны, танки по команде остановились на прежнем месте.
Это произвело большое впечатление на высокопоставленных зрителей.
Было дано распоряжение продолжить работу над танками на харьковском заводе №183.
Гибель главного конструктора
После кремлевского показа танки направились на полигон в Кубинку, где были проведены их испытания обстрелом из 45-мм пушки.
После этого боевые машины отправились обратно тоже своим ходом, правда, изменив маршрут: Минск – Киев – Харьков. А это еще около 1 800 километров.
Второй марш-бросок фактически стоил жизни главному конструктору. Пересекая реку, один из танков съехал с моста в воду. Кошкин был простужен, но вместе с участниками пробега вытаскивал танк из реки. Промок и заболел воспалением легких.
В Харькове Кошкина госпитализировали. Но пневмония развивалась, и Кошкину удалили одно легкое. Операция не помогла. Михаил Кошкин скончался в одном из санаториев 26 сентября 1940 года. Ему было 42 года.
Самый знаменитый танк в мировой истории
Средний танк Т-34 весом 26-30 тонн (в различных модификациях) выпускался до 1948 года. Всего было изготовлено 35 330 машин (без учета более поздней модификации Т-34-85).
Наиболее интенсивное производство пришлось на годы войны.
Танк Т-34 по массовости уступает американскому «Шерману» - 49 234 машин. Зато намного превосходит по боевому применению. «Тридцатьчетверка» принимала участие практически во всех сколь-нибудь значительных сражениях войны на восточном фронте, начиная с июня 1941-го.
Танк находился на вооружении в более чем 20-ти государствах мира. Любопытно, что в некоторых странах Африки и Азии «тридцатьчетверка» состояла на вооружении до 2010-х годов.