Передалось по воздуху. В Харькове создадут новый музей (фото)

2966
"ГХ" выяснил, на каком этапе создание музея и откуда появятся экспонаты.

Дни украинского кино состоялись 7-10 сентября в Харькове. Мероприятия прошли в старейшем кинотеатре Украины «Боммер». В качестве знаковых событий организаторы заявили презентацию первого киноаппарата и Музея кино.

Киноаппарат был создан по чертежам известного механика-изобретателя Иосифа Тимченко. Его передал для будущей коллекции Музея истории кино киноисторик Сергей Гавриленко. Подарить его Харькову он хотел, как оказалось, еще несколько лет назад. Сам киноаппарат немного осовременен. В частности, он оснащен электромоторчиком, который автоматически листает слайды «скачущего коня». Сам же механизм остался неизменным - обычная зубчатая передача, разорванная в одном месте, и шестерня, которая состоит из парного количества зубчиков.

«Недавно к нам приезжал Сергей Гавриленко. Он рассказал, что «я когда-то был в «Боммере», тоже проводил свое мероприятие и собирался подарить вам аппарат, и если вы создали музей кино, то я вам его подарю». Конечно, музея еще нет, но с таким ценны­­м экспонатом, надеюсь, что он скоро появится», - отметила «ГХ» директор кинотеатра «Боммер» Татьяна Настасиенко.

Конкретных сроков создания Музея истории кино на территории «Боммера» никто не называет. Пока все только в планах. Для поисков экспонатов в кинотеатре обещают использовать все источники – как личные архивы харьковчан, так и наработки разных организаций.

«Насколько я знаю, идея создания Музея кино в «Боммере» уже обсуждается очень давно. По крайней мере, те, кто имел раньше отношение к кинотеатру, хотели сделать здесь уголок истории. Наш кинотеатр был первым стационарным в Украине. Не приспособленное место для демонстрации кино, как было во многих других городах на заре зарождения кинематографа, а именно стационарный, построенный по специальному проекту. Даже первый киноаппарат изобрел человек, работавший в Харькове. То есть наш город имеет непосредственное отношение как к зарождению кинематографа, так и становлению системы кинотеатров вообще. Поэтому где как не здесь создавать Музей кино. Конечно, в создании и наполнении музея мы будем использовать наработки кинофестиваля «Харьковская сирень». Например, для презентации нашего первого экспоната – киноаппарата, созданного по чертежам Иосифа Тимченко, мы создали специальный информационный уголок, где собраны репродукции фотографий исторических документов, которые рассказывают об истории кинотеатра, старые афиши», - подчеркнула «ГХ» директор кинотеатра «Боммер» Татьяна Настасиенко.

В Харьковской областной администрации считают, что идея создания Музея кино в Первой столице появилась не так давно. Толчком для принятия такого решения послужило желание властей проводить массовую культурно-просветительскую работу в отрасли истории киноискусства.

«Мы имеем таких прекрасных земляков, как Тимченко, Федецкий. Также с Харьковом связано зарождение техники – простой, прародителя киноаппаратов. Из всего этого логично выходило, что нужно поднять эту информацию на более высокий уровень и знакомить с ней широкий круг общественности. И музей – это одно из тех средств, которые позволяет проводить культурно-просветительскую работу в отрасли истории киноискусства. Плюс само помещение. Оно строилось специально под демонстрацию кино, и оно чудом сохранилось до наших дней, к тому же сохранилось в коммунальной собственности. Поэтому идея создания музея зародилась в кругу нескольких людей. Она обсуждалась-обсуждалась, и плюс еще приезжал Гавриленко, он тоже внес свою лепту в создание этого музея», - рассказал «ГХ» начальник управления культуры и туризма ХОГА Олег Яцина.

Однако стоит отметить, что идея создания Музея кино появилась в Харькове не в этом году. В облгосадминистрации признаются, что ранее о ней не слышали. В свое «оправдание» чиновники заявили, что озвученный замысел «предшественников» пронесся к ним по воздуху.

«Я не знаю, кто и что собирался делать, возможно, и собирались. Видимо, эта идея передалась нам «по воздуху», - отметил Яцина.

Оказалось, что по воздуху идея «преодолела» расстояние в несколько лет. Так, впервые этот замысел был озвучен в 2013 во время IV Международного кинофестиваля «Харьковская сирень».

Председатель общественной организации «Международный кинофестиваль «Харьковская сирень» Виктория Маренич говорит, что организация постоянно проводит работу по исследованию истории кино и увековечиванию памяти о людях, внесших значимый вклад в развитие кинематографа.

«Идея создания музея кино в Харькове возникла еще во время проведения наших кинофестивалей. Дело в том, что международный кинофестиваль «Харьковская сирень» - это единственный кинофестиваль в Украине, который в рамках своей деятельности занимается научно-исследовательской работой. Уверена, мы продолжим заниматься возвращением исторической памяти, каких-то моментов в жизнь нашего города. Кроме того, хочу сказать, что киноаппарат, который был презентован несколько дней назад в Харькове, не является новым для нашего города, поскольку в рамках кинофестиваля «Харьковская сирень» мы приглашали уважаемого господина Гавриленко. Он показывал работу аппарата, и тогда же родилась идея создания Музея истории кино в нашем родном Харькове. Также хочу отметить, что когда книгу киноведа Владимира Миславского об Иосифе Тимченко презентовали в Киевском доме кино, нам удалось договориться с Гавриленко, чтобы он изготовил для Харькова такой же киноаппарат. Конечно, очень радостно, что те идеи и ту работу, которую проделывает общественная организация «Международный кинофестиваль «Харьковская сирень», не забыты, и их продолжают реализовывать в  нынешнее время», - объяснила «ГХ» Маренич.

К слову, один из организаторов Дней украинского кино в Харькове Владимир Чистилин на днях заявил: если бы Тимченко запатентовал свой киноаппарат, то родиной кино была бы не Франция, а Украина. Но эксперты с таким мнением категорически не согласны.

«Родина кино – это братья Люмьер и это Франция. А то, что Тимченко являлся изобретателем механизма, который приводил в движение картинки – так оно и есть, но это не синематограф. Он его не изобретал. Он создал то, что предшествовало синематографу», - отметил «ГХ» киновед Владимир Миславский.

Фото: ГородХ

Читайте також: