В этом году харьковские киноманы отмечают юбилей – 125 лет знаменательному событию, открывшему для города эру кино. В конце XIX – начале XX века Харьков был среди лидеров отечественного и отчасти мирового кинематографа.
Первый отечественный фильм
Зарождение кинематографа было делом энтузиастов, людей, увлеченных техническими новинками. Такой человек был в Харькове – уже упомянутый фотограф Федецкий. Именно он стал автором первого в Украине и всей Российской империи документально подтвержденного фильма. 30 сентября 1896 года Федецкий снял кинохронику под названием «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков».
Федецкому принадлежат второй и третий фильмы, снятые в империи.
15 октября 1896 года Федецкий снял фильм «Джигитовка казаков Первого Оренбургского казачьего полка» на харьковском скаковом ипподроме. 4 ноября 1896 года - картину «Смотр Харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе».
После первого кинопоказа Федецкий предпринял попытку поставить дело на коммерческую основу. Он купил будку с кинопроектором, арендовал помещение и приступил в кинопоказам. Но вскоре произошел несчастный случай, который может считаться настоящей трагедией для харьковского кино. Кинотеатр сгорел со всеми пленками. Федецкий решил вернуться к фотографии…
Купец-киноман Харитонов
В начале ХХ столетия Харьков, правда, на короткое время, становится столицей отечественной киноиндустрии. Расцвет харьковского кино связан во многом с именем купца Дмитрия Харитонова.
20 октября 1907 года Харитонов на Московской улице, 8 открывает в Харькове кинотеатр «Аполло». На тот момент купцу было едва за двадцать. По нынешним временам, едва ли не дитя. По тем временам – хваткий делец, способный оперативно оценить перспективы нового бизнеса. Изначально Харитонов занимался прокатом иностранных картин. Постепенно Харитонов становится влиятельной фигурой в российской кинематографии. Он оказался одним из первых кинопрокатчиков, кто начал вкладывать деньги в кинопроизводство, выдал харьковскому артисту Александру Алексеенко девять тысяч рублей для постановки украинских сюжетов.
Вскоре, в 1909 году, в Харькове был снят первый харитоновский фильм – комедия-водевиль «Як вони женихалися, або Три кохання в мішках». Кстати, Алексеенко был одним из пионеров звукового кино. Его фильм был озвучен и подавался публике как говорящая картина. Но от экспериментов со звуком вскоре отказались. Всему свое время. А кинозритель, очевидно, еще не в полной мере насладился прекрасным немым кинематографом.
В дальнейшем Алексеенко поставил еще несколько украинских киноводевилей в Харькове.
В марте 1913 года Харитонов в собственном шестиэтажном доме на улице Сумской, 5 открыл крупнейший в Харькове на тот момент синема-салон «Ампир» на 800 мест. Кинотеатр имел просторное фойе с зеркалами и колоннами, зрительный зал с ложей. Демонстрация фильмов сопровождалась музыкой симфонического оркестра из 30-ти исполнителей. Но и цена билетов в «Ампире» была очень высокой - до пяти рублей. Такая плата рабочим, служащим и средним обывателям была просто не по карману.
Еще в не столь отдаленные времена в доме, где размещался кинотеатр «Ампир» демонстрировали фильмы. Но название поменяли сначала на «1-й Комсомольский», затем «Слобожанский»
17 мая 2013 года в Харькове, на фасаде дома по ул. Сумской, 5, была открыта мемориальная доска.
Харитонов нес кино в массы с чрезвычайной настойчивостью. Он открыл филиалы своей фирмы в Одессе, Киеве, Петербурге, Екатеринодаре, Уфе и других городах.
Знаменитый «Боммер»
Пионерами кинематографа считаются братья Люмьер. В Харькове к продвижению кино в массы руку приложили тоже французы и тоже братья, но по фамилии Боммер.
На Екатеринославской улице (сейчас Полтавский Шлях, 6) они открыли кинозал, который считается первым стационарным кинотеатром в Харькове.
Кинотеатр «Боммер» в наши дни
Официальной датой открытия кинотеатра называется 3 марта 1908 года. На первом этаже был оборудован достаточно просторный зрительный зал на 380 мест. На втором этаже располагалось большое фойе, где ожидающих нового сеанса развлекал оркестр.
Дирекция кинотеатра занималась не только прокатом кинолент, но и съемками кинохроники, которая в кинотеатре же и демонстрировалась. Например, харьковчане могли просмотреть небольшие видовые сюжеты «Праздник весны», «Скачки на ипподроме», «Похороны артиста М.Л. Кропивницкого в Харькове» и «Гуляния в харьковском университетском саду».
В 1914-м был снят полнометражный документальный фильм «Харьковский паровозостроительный завод на Балашовке».
Преуспели братья Боммер и в съемках игрового кино. В марте 1909 года на экраны вышел первый игровой фильм, снятый в Харькове. Это была комедия под достаточно необычным для современного зрителя длинным названием - «Чудо граммофон, купленный в магазине о-ва "Граммофон", Екатеринославская ул. № 6».
Съемки проходили в магазине, который находился в помещении кинотеатра «Бр. Боммер». В 1910 году дирекция кинотеатра финансировала производство киноводевиля «Кума Хвеська» - экранизацию украинского водевиля Дмитренко «Кум мельник».
Но, к сожалению киноманов и ценителей кинематографических артефактов, ни один из фильмов, снятых кинотеатром «Бр. Боммер», не сохранился.
После революции фирма «Боммер» прекратила свою деятельность в Харькове. А в помещении на Екатеринославской появился «Кинотеатр № 5», который 1927 году был переименован в кинотеатр «Имени Карла Маркса».
Как практически все в Харькове, кинотеатр переименовывался несколько раз, в зависимости от политической конъюнктуры.
В 1940-х кинотеатру дали новое имя – Дзержинского. А именем Карла Маркса назвали кинозал, открывшийся напротив, буквально в нескольких шагах. В 1993 году кинотеатр сменил название на «Зустріч», а в 2003 году вернул себе историческое название - «Боммер».
Лучший фильм всех времен и народов
В 1929 году в Харькове был снят фильм, который до сих пор считается лучшей в истории кино документальной лентой – «Человек с киноаппаратом».
Картину снял один из основателей и теоретиков документального кино Дзига Вертов. Не факт, что хаотичная нарезка кадров, демонстрирующая жизнь городов конца 1920-х годов, вызовет огромный интерес у массового зрителя. Но специалисты называют картину энциклопедией операторских и монтажных техник: скошенные углы, съёмка в отражении, покадровая съемка, ускоренная съемка, совмещение двух и более изображений на одном кадре и так далее.
В 2012 году в опросе почти тысячи кинокритиков британского журнала Sight & Sound «Человек с киноаппаратом» занял восьмое место списка лучших фильмов всех времён. А в 2014 году тот же Sight & Sound назвал киноленту лучшим документальным фильмом всех времен.
Первая в стране студенческая киностудия
Харьков в Украине считался столицей практически всего – индустрии, науки, образования, культуры, студенчества. Но вот своей киностудии, как в Киеве, Одессе или Ялте, в городе никогда не было. Даже в те годы, когда Харьков был полтора десятка лет столицей УССР.
Зато в 1957 году в Харьковском политехе появилась первая в стране любительская студенческая киностудия, которую организовал энтузиаст кино Владимир Петрович Зубарь. Студийцы снимали документальные фильмы, экспериментировали с мультипликацией. В частности, создали первый в стране стереомультфильм («Ванька-встанька», 1973 год).
Именно из студенческой киностудии ХПИ вышел обладатель «Оскара» Юджин (Евгений) Мамут. Согласитесь, далеко не каждая киностудия по созданию художественных кинолент в бывшем Союзе могла похвастаться тем, что на ней работал будущий обладатель «Оскара».
Спустя годы Юджин Мамут вспоминал:
«Там был энтузиаст — Владимир Петрович Зубарь, который достал всю профессиональную технику. У нас была 35-миллиметровая аппаратура: «Конвасы», кинокамеры «Москва», «Родина», проявочная черно-белая машина, машина печати... Он доставал всё списанное с «Мосфильма», с Одесской киностудии. У нас было всё-всё. Когда я попал в Америку, там был тот же монтажный стол, те же звукозаписывающие аппараты. Мне не пришлось переучиваться. То есть, техника в США 40 лет назад была точно такой же, как у нашей любительской киностудии в ХПИ».
Какие фильмы снимали в Харькове
Начиная с 1896 года, в Харькове было произведено более 1000 кинолент: хроникально-документальных фильмов и самостоятельных сюжетов, включенных в документальные фильмы. Помимо этого, в Харькове и Харьковской области сняли десятки художественных и анимационных кинокартин. Некоторые из них обрели огромную популярность, а в среде киноманов считаются культовыми.
Например, в 1927 году в Харькове был снят первый анимационный фильм в Украине – «Сказка о соломенном бычке».
В 1937 году в области работал один из самых известных режиссеров в мировом кинематографе - Сергей Эйзенштейн. В Русской Лозовой и Харькове он снимал картину «Бежин луг».
В 1959 году харьковский режиссер Владимир Бутко снял на Харьковской студии телевидения первый украинский телефильм «Огненный поезд».
Короткометражная картина «Тореадоры из Васюковки», снятая в 1965 году, считается одной из лучших работ харьковских мастеров кино. Фильм был удостоен главных призов ряда международных кинофестивалей.
Один из самых колоритных персонажей кинокомедии «Свадьба в Малиновке» - Папандопуло в исполнении харьковчанина Михаила Водяного
«Свадьба в Малиновке», снимавшаяся в 1967 году в небольшом одноименном селе в Чугуевском районе стала, пожалуй, лучшей опереттой, экранизированной советскими кинематографистами. В роли неподражаемого авантюриста Папандопуло в картине блистал харьковчанин Михаил Водяной. Спустя годы, в Малиновке был установлен памятник именно этому персонажу. А прототипом памятника стал актер Водяной.
В картине играли и иные харьковчане: Леонид Юхвид, Николай Сличенко и Людмила Алфимова.
События в одном из самых известных сериалов советского кино «Адъютант его превосходительства» (1970 год) разворачиваются в Харькове, где в 1919 году располагался штаб Добровольческой армии. Совершенно логично, что часть съемок проводили в Первой столице.
В Харькове работал сам Тарковский – в 1974 году он снимал здесь картину «Зеркало».
В 2003 году в городе проходили съемки сериала «Пятый ангел», который поставил известный режиссер, харьковчанин Владимир Фокин. Главный герой картины - мальчик Гриша, сын портного Моисея Абрамовича Плоткина, родился в Харькове. Совершенно логично, что часть съемочного процесса проходила в нашем городе. В картине принимали участие звезды кино Лия Ахеджакова, Альберт Филозов, Светлана Крючкова, Сергей Юрский, Елена Шанина, Александр Пашутин.
Демонстрация некоторых кинокартин, снимавшихся в Харькове, запрещена по политическим мотивам. Но снятое на кинопленку вырубить из истории еще труднее, чем написанное пером. Так что – просто упоминание. В 2004-м в Харькове снимали картину «Русское» по харьковской трилогии Эдуарда Лимонова «Подросток Савенко», «У нас была великая эпоха» и «Молодой негодяй». Съемки шли в 15-й больнице и на ул. Чеботарской, в кадр попали Благовещенский рынок и знаменитый харьковский Госпром.
В 2011-м году в Харькове снимали фильм «Матч» о футбольном поединке киевских футболистов против немецких мастеров кожаного мяча. Для этого Харьков немного закамуфлировали под Киев. Съемки шли, в частности, на улице Чеботарской, Бурсацком спуске, улице Университетской.
Много шума в городе наделали съемки картины режиссера Ильи Хржановского «Дау». Монтаж фильма продолжался лет десять. В итоге получилось несколько часов киноматериала. Фильм демонстрировался на кинофестивалях, но массового зрителя вряд ли нашел.
В последние годы, не смотря на рассказы о том, что отечественный кинематограф переживает подъем, Харьков в качестве съемочной площадки выбирали не часто. В кадр город попал в сериале «Слуга народа - 2», в котором Голобородько прибывает с визитом в Первую столицу. Но у кинематографа как искусства - впереди столетия. Не исключено, что большое кино придет в Харьков еще неоднократно.
Напомним, завтра, 2 декабря, в Информационно-выставочном центре «Бузок» (ул. Сумская, 25) состоится лекция единственного в Украине доктора искусствоведения по специализации «кино и телевидение», харьковского киноведа Владимира Миславского. После этого будет продемонстрирован фильм известного режиссера, уроженца и Почетного гражданина Харькова Владимира Фокина «Дом для богатых».