17 июня 1955 года произошло одно из самых значительных и знаковых событий для истории Харькова второй половины ХХ века - совершил первый полет самолет Ту-104. Реактивные пассажирские самолеты серии Ту были одним из фирменных знаков Харьковского авиационного завода.
Сегодня такая отрасль как самолетостроение в украинском государстве практически ликвидирована. Но в прошлом веке Харьков был одним из лидеров мирового самолетостроения.
В мире всего несколько государств имеют полный цикл создания больших пассажирских авиалайнеров. Украина была в их числе.
Описание истории развития авиации в Харькове без преувеличения заняло бы несколько объемных томов. Поэтому остановимся лишь на нескольких фактах.
Гризодубов и Мациевич
Харьков был одним из пионеров развития авиации еще со времен Российской империи. Здесь собирал свои модели летательных аппаратов Степан Гризодубов. Его дочь Валентина стала знаменитой летчицей, которая в составе женских экипажей в 30-е годы устанавливала мировые рекорды по дальности и продолжительности полетов.
В Харькове учился и работал легендарный украинский пилот Лев Мациевич – автор одного из первых в мире проектов авианосца.
Калинин и Неман
В Харькове не только собирали самолеты, но и создавали новые модели. В городе работали талантливые конструкторы 20-30-х годов Константин Калинин и Иосиф Неман. Ряд моделей Калинина были запущены в серийное производство и длительное время оставались основными пассажирскими самолетами в стране.
Под руководством Немана был создан первый в Европе скоростной пассажирский самолет ХАИ-1 с убирающимся в полете шасси и ряд других моделей пассажирских и военных самолетов.
Оба конструктора стали жертвами сталинских репрессий.
Воздушный Госпром
В Харькове под руководством Калинина был создан первый в стране самолет гигант К-7, получивший название «Воздушный Госпром». Самолет мог перевозить 64 пассажира.
По сравнению с современными авиалайнерами модель Калинина выглядит крошечной. Но именно харьковские конструкторы были среди первых в создании крупногабаритных летательных аппаратов большой грузоподъемности.
Реактивная авиация в Харькове
В 1955 года именно в Харькове начинается производство наиболее популярных на советских авиалиниях реактивных самолетов серии Ту, созданных под руководством знаменитого авиаконструктора Туполева.
Крайне любопытными выглядят производственные показатели Харьковского авиационного завода 50-80-х годов прошлого века на фоне современных:
- Ту-104 (1955—1959) - 43 штуки;
- Реактивный пассажирский Ту-124 (1960—1968) - 163 штуки;
- Реактивный пассажирский Ту-134 (1963—1984) - 848 штуки.
В наиболее успешные годы завод производил 60-70 самолетов Ту-134 в год.
Самолеты Антонова
После 1985 года Харьков переориентировался на выпуск самолетов КБ Антонова.
За несколько лет было выпущено около 200 транспортных самолетов Ан-72 и пассажирских Ан-74. Но во времена независимости производство начало стремительно сворачиваться.
С 1999 по 2008-й было выпущено полтора десятка пассажирских Ан-140 и несколько Ан-74. И на крупной авиационной промышленности в городе было поставлено многоточие. Начался период надежд и обещаний. Завод неоднократно посещали премьеры и президенты с целью разобраться в состоянии дел и наметить план дальнейших действий. Последний VIP-визит состоялся в ноябре 2019-го. Президент Зеленский высказался в том плане, что государство могло бы размещать в Харькове заказы на самолеты для различных министерств и ведомств. Но далее добрых пожеланий дело не пошло.
По факту город окончательно утратил статус центра авиастроения. Как и страна в целом. Для сравнения, второе крупное авиапредприятие, компания «Антонов», с 2016 по 2020 годы, по данным открытых источников, не произвела и не поставила заказчикам ни одного самолета.