В Барвенковском районе Харьковской области четвертый год подряд проводят поиски и раскопки захоронений времен Второй мировой войны. Так, с 8 по 14 сентября археологи исследовали поля возле села Ивановка-2. Здесь в 1942 году сотни человек погибли во время Харьковской наступательной операции, которая завершилась неудачей. Она получала название "Барвенковский котел".
За время экспедиции 2020 года археологи обнаружили останки 108 солдат и офицеров. При них было найдено 16 личных опознавательных знаков (ЛОЗ).
«По итогам четырёх лет, в сумме 4 недели работы на полях Барвенковского котла, мы уже вырвали у безразличной пустоты 363 бойца и нашли 64 ЛОЗа. 17 из них уже прочитано. Родным, если они остались, сообщено. Одну страницу можно перевернуть, но в этой книге ещё очень много пустых листов. Мы исписали лишь несколько первых. К небесному воинству присоединился за эти 4 года почти батальон», - продолжает Симкина.
По данным историков, в 1942-м году в котел под Харьковом попало около 400 тысяч красноармейцев. А вышло из него только 22 тысячи солдат и офицеров.
«Да, большая часть, из невышедших попала в плен. Но на этих полях лежат не они. Здесь те, кто выходил с боем. Они не бросали раненых. Об этом рассказали нам носилки в раскопах. Состояние останков на них, тоже кое-что рассказывает. Например, жгут из подручных материалов, кость не повреждена. Значит, была большая кровопотеря. Его несли раненым, а потом, либо "накрыло" и тех, кто нес, либо боец умер от ран. На других носилках - боец с перебинтованной головой. Ну, как перебинтованной? Верхняя часть обвязана чем-то плотным на вид. Есть четкие следы смертельных ранений. А есть правильные, круглые отверстия в затылке. Достреливали?, - отмечет Виктория Симкина.
Также во время раскопок было найдено много фрагментов разнообразного оружия.
«Оружие немцы научили местных разряжать и выбрасывать затвор. Все железо, под их же контролем, сбрасывалось вместе с телами в любые ямы на поле. От блиндажей до окопов. Но погибших было так много, что их невозможно было собрать быстро и природа брала свое... голая правда, так голая правда - тела раздувались, начинали разлагаться, от них исходил страшный смрад... Тогда эти тела обвязывали чем-то и тянули. Чаще за ноги. Цепи, ремни и верёвки - более плотный материал, чем сама плоть. Они до сих пор держат связанными тела некоторых бойцов... А потом в эти адские могилы бросали мертвых коней. Своеобразная защита от тогдашних мародеров. Больше десятка мы их убрали за эти несколько дней. В одну из прошлых экспедиций, скелет лошади закрывал собой останки двадцати четырех бойцов», - вспоминает участница экспедиции.
Напомним, ранее харьковские археологи исследовали поле битвы в районе села Ивановка Барвенковского района. Там обнаружили пару возлюбленных, которые 76 лет пролежали в обнимку в земле.
Справка. После победы Красной армии в битве под Москвой 5 декабря 1941-го — 7 января 1942 года советские военачальники воспрянули духом и предприняли ряд успешных наступательных операций. В результате январских боев 1942 года на Харьковщине образовался Барвенковский выступ, который включал и два плацдарма за Северским Донцом – в районе Старого Салтова и южнее Змиева. Планировалась операция на окружение. Войска должны были обойти Харьков с севера и юга и взять город в клещи. С Барвенковского выступа Красная армия через Красноград собиралась выйти к Днепру и перенести боевые действия на правобережье. На операцию отводилось 15–18 дней.
Харьковская операция началась 12 мая, в ней приняли участие войска Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов. К тому времени силы Красной Армии на харьковском участке фронта составляли 640 тыс. солдат и офицеров и 1200 танков.
Наступление продолжалось восемь дней, но 17 мая немцы стали прорывать фронт у основания Барвенковского выступа: из района Змиева на севере и Славянска – на юге.
"За полтора часа встречным немецким танковым клиньям удалось пройти вглубь советской обороны вдоль Донца на 10 км – там находились только тыловые войска и склады, так что танки просто некому было останавливать. Однако разрешения на отступление от командования не поступало несколько дней", – рассказывал историк Валерий Вохмянин.
В ночь с 25 на 26 мая был предпринят организованный прорыв из котла двух армий и армейской группы генерала Леонида Бобкина. Возглавил его заместитель командующего Юго-Западным фронтом генерал-лейтенант Федор Костенко.
Отступающих обстреливали всю ночь, а как только расцвело «избиение» – продолжила немецкая авиация. Вырваться из котла удалось не более 22 тысячам бойцов, попало в плен или погибло в десять раз больше: сегодня называют цифру в 270 тыс. человек, из которых безвозвратными потерями считается 171 тысяча.
Фото, видео: Виктория Симкина