Стремительный рост курса доллара, а также резкое подорожание товаров вынуждает граждан поменять собственное потребительское поведение. Все больше украинцев стремятся оптимизировать свои расходы, и именно поэтому растет спрос на самые дешевые товары.
Харьковчане признаются: за минувший год они серьезно пересмотрели свое меню.
«Со стола практически исчезло мясо, покупаем больше курятину, хотя и она сейчас очень подорожала, - признается Ольга. – Из фруктов только яблоки, хотя раньше покупали ананасы и киви. Даже овощи, которые раньше использовались для гарниров, стали дорогим удовольствием».
«Мы раньше вместо мяса покупали рыбу. Но теперь о такой роскоши, как форель или семга, пришлось забыть, - делится Кирилл. – Пришлось отказаться и от «съестных удовольствий»: консервированных оливок, сушеной рыбки и чипсов, которые раньше покупались под настроение. Просьбы ребенка купить ему в магазине «киндер-сюрприз» теперь жестко пресекаются, поскольку сейчас и 20 гривен не лишние».
Кроме того, люди отмечают, что если раньше они могли брать с прилавка все, что им хочется, не глядя на ценник, то теперь думают, а точно ли им это надо.
«Экономлю на шампуне, - говорит Мария. – Раньше могла накупить штук пять разных флаконов, и если какой-то не подошел, то я его выбрасывала. Теперь так не разгуляешься. Сейчас в ванной всего один шампунь. Уже не задумываешься, подходит он волосам или нет».
Экономят также и на покупках бытовой техники. Согласно исследованию, проведенному одной из крупнейших торговых сетей магазинов бытовой техники, в 2015 году украинцы купили на 30% меньше бытовой техники, чем годом ранее.
Основной причиной отказа от дорогостоящих покупок эксперты называют ухудшение уровня жизни в стране, ведь из-за девальвации национальной валюты реальная зарплата в Украине сократилась в три раза.
Также специалисты отмечают, что раньше украинцы не экономили на замене устаревших моделей бытовой техники и покупали новые агрегаты взамен вышедших из строя, то сейчас предпочитают ремонтировать.
Крупную технику – стиральные машины и холодильники – покупатели выбирают из числа самых недорогих.
Кроме того, все меньше покупают некогда популярные кухонные девайсы – мульти- и пароварки, хлебопечки и фритюрницы.
«В прошлом году хотела купить себе мультиварку, - говорит Оксана. – Потом та модель, которая мне понравилась, сильно подорожала. А я решила, что не так уж мне нужна эта техника. В конце концов, раньше же как-то без них обходились».
Также практически не пользуются спросом телевизоры и планшеты. Упали продажи и ноутбуков.
«В 2015 году реализовано 450 000 ноутбуков, что на 40% меньше по сравнению с предыдущим годом», - отмечается в исследовании.