Власть серьезно взялась за обновление законов, которые касаются сферы деятельности журналистов. При этом такая инициатива совпала с проведением выборов в местные органы власти, которые запланированы на октябрь 2020 года.
Не успели в конце декабря 2019 года зарегистрировать в Верховной Раде законопроект «О медиа», как министр культуры молодежи и спорта Владимир Бородянский публично презентовал еще одну инициативу для СМИ - «законопроект о дезинформации». Им вводят уголовную ответственность за дезинформацию, но только для медийщиков. Политиков, к примеру, которые нередко грешат информационной манипуляцией, этот законопроект не касается.
В медийной среде новый документ сразу окрестили как «закон о запрете на профессию журналиста», но познакомиться с самим текстом законопроекта никто не может. Его просто нет. Только вечером 20 января пресс-служба Минкульта выставила на публичное обсуждение сравнительную таблицу проекта Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения национальной информационной безопасности и права на доступ к достоверной информации".
Позиция НСЖУ
Реакция в журналистской среде была мгновенная. В Национальном союзе журналистов Украины (НСЖУ) призвали Министерство культуры откровенно представить свои реальные намерения, а не маскировать свои законодательные инициативы в Закон о борьбе с дезинформацией.
«В опубликованной Минкультом вчера вечером сравнительной таблицы к проекту Закона «...по обеспечению национальной информационной безопасности и права на доступ к достоверной информации» детализируется усиленное государственное регулирование деятельности украинских журналистов, вводится должность правительственного уполномоченного по блокированию информации и медиа (по ускоренной судебной процедуре), вводится уголовная ответственность - с заключением до 7 лет. … Государство будет предоставлять СМИ «Индекс доверия» (будет действовать один год). О доверии говорится и в работе Уполномоченного по вопросам информации. Именно через «электронную систему доверия» он сможет потребовать у СМИ «опровержение дезинформации» и пугать следующим судебным преследованием», - написал на своей странице в ФБ председатель НСЖУ Сергей Томиленко.
За распространение дезинформации вводится административная (штрафы от 4,7 млн. до 9,4 млн. гривен) и уголовная ответственность - до 7 лет тюрьмы. А вот что такое дезинформация, будет определять «уполномоченный по вопросам информации».
В Минкульте выделили неделю на публичное обсуждения законопроекта и пригласили в Киев 28 января к участию в «стратегическом диалоге».
Позиция нардепов
До 7 февраля документ планируют подать на рассмотрение в Раду. Об этом «Город Х» узнал от народного депутата от партии «Слуга народа» Марии Мезенцевой.
«Закон прошел комитет и подкомитет, в зале (Верховной Рады - ред.) еще не был. 4 февраля мы начнем работать. Поэтому ждем, что с 4 по 7 февраля он появится. Это должны утвердить на согласительном совете 3 февраля», - заявила народный депутат.
По ее словам, результат голосования будет зависеть от финальных правок.
«Я уверена, что всеми фракциями будет наработана ко второму чтению адекватная редакция. Главные противоречия будут сняты, переписаны определенные предложения. Законопроект не критичен. Ми не движемся по примеру северного соседа. Ни у правящего большинства, ни у авторов проекта нет цели подставлять себя под риск. Неадекватно что-либо запрещать. У нас свобода мысли, свобода прессы. Есть действующее законодательство, и его необходимо придерживаться. Но мы должны учитывать риски, ведь страна живет в эпоху информационной войны. Не защищая себя, мы не делаем ничего хорошего. Скажем так, не надо называть закон (о дезинформации – ред.) как закон, который противодействует свободе медиа через инициативу о противодействии дезинформации. Я бы советовала всем, кто заинтересован в этом проекте, не принимать во внимание анализ, уже сделанный определенными сайтами или журналистами, а прочесть проект закона самостоятельно. Комитет будет только рад, если экспертно предоставят ему правки через союзы, общественные организации и т.д.», - высказала свое мнение депутат.
Также Мезенцева заверила «Город Х», что не связывает законопроект с местными выборами :«Мой ответ – нет, эти вещи не связаны между собой».
Мнение журналистов
У журналистов по-прежнему мнение о медийных инициативах команды Бородянского немного иное, чем у депутата партии власти.
«Складывается впечатление, что у власти очень короткая память о последствиях криминализации действий журналистов. Выглядит символично, что презентацию законопроекта о дезинформации министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский проводил именно тогда, когда прошло шесть лет после принятия "законов 16 января"», - заявила «Город Х» первый секретарь НСЖУ Лина Вербиченко.
Она напомнила, что первая публичная презентация законопроекта о дезинформации состоялась в ноябре прошлого года.
«Тогда министр продемонстрировал слайды с основными тезисами, но самого проекта ни я, ни другие присутствующие на мероприятии не увидели. Не увидели ее и на второй презентации 17 января: снова те же слайды. На сегодня министерство так и не обнародовало полный текст законопроекта, ограничившись сравнительной таблицей. Но и того, что уже сказали чиновники, достаточно для того, чтобы говорить о дискриминационный характер законопроекта», - рассказала Лина Вербиченко.
- Первый секретарь НСЖУ привела свои аргументы:
власть пытается организовать тотальный контроль за информацией в интернете и мессенджерах - вплоть до привлечения к ответственности провайдеров, если автора распространенной информации не удается найти.
это внедрение практики цензуры путем создания института омбудсмена по вопросам информации. Пусть вас не вводит в заблуждение слово «омубдсмен»: у человека на этой должности будут практически неограниченные полномочия для давления на «неудобные» медиа путем регистрации жалоб на тот или иной материал и благодарая системе штрафов. Некоторые редакторы предостерегают, что путем массовой подачи жалоб можно уничтожить репутацию того или иного ресурса. Ведь срок проверки жалобы может длиться до года.
это введение уголовной ответственности за дезинформацию: нарушителям грозит от 5 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. То есть закон могут использовать для заключения журналистов и для «запрета на профессию». До сих пор такие случаи мы видели только в тоталитарных странах или на оккупированных территориях. Теперь все это может стать украинской действительностью.
власть стремится разделить журналистов «на сорта»: в законопроекте вводятся понятия «журналист» и «профессиональный журналист».
«Профессиональных журналистов власти обещают усиленно защищать от нападений, при этом статус профессионального журналиста будет подтверждать созданная с подачи власти и финансируемая ею общественная организация. А просто журналисты будут иметь ограниченные возможности - например, в беспрепятственном доступе к районам массовых беспорядков, стихийных бедствий и т.д.», - уверенна Лина Кущ.
В то же время представитель НСЖУ констатирует, что в стране сегодня немало проблем в медиасфере: фейки, спланированные онлайн-атаки, влияние российской пропаганды и тому подобное.
«Но ни одну из этих проблем «закон Бородянского» не решает. Зато создает атмосферу несвободы и давления внутри украинского медиапространства. Неужели украинских журналистов запугивают для того, чтобы "чужие" боялись? Вряд ли. А вот "зачистить" информационное поле в год местных выборов и увеличить количество лояльных к власти СМИ - прежде всего, телеканалов и ведущих онлайн-медиа - законопроект способен. То есть мы видим некий бизнес-проект, созданный под реализацию "избирательных" задач, а не по защите прав журналистов. Упорство, с которым министр культуры проталкивает закон, раскритикован журналистской и экспертным сообществом, может свидетельствовать об определенных договоренностях внутри парламента»,- считает первый секретарь НСЖУ.
Лина Вербиченко обещает: если законопроект будет вынесен в парламентский зал, Союз журналистов будет настаивать на том, чтобы каждый из депутатов принимал личное решение и нес личную ответственность за голосование.
«Это тот случай, когда не получится спрятаться за «решение фракции». Мы сделаем все, чтобы о результатах поименного голосования за "закон Бородянского" узнали все избиратели. Также мы будем апеллировать к международным организациям и институтам, ведь законопроект нарушает ряд международных норм, в том числе - ратифицированных Украиной. Например, о защите журналистов и блогеров в случае физических атак против них», - пообещала первый секретари НСЖУ.
Не в восторге от законопроекта и главный редактор харьковской газеты «Слобідський край» Лариса Гнатченко.
«Основной закон Украины – это Конституция. И любое нормальное, вменяемое СМИ нарушать Конституцию не будет. Но Конституция - это ведь не отдельный человек, которому что-то показалась или еще что-то чего. Для таких случаев есть суд. А тут кто решает? Назначенный уполномоченный?
Я вспоминаю, как у нас проходило разгосударствление СМИ. Мы тогда увидели непрофессионализм Национальной рады (Национальная рада по вопросам телевидения и радиовещания, - ред.). Наш закон, мягко говоря, был прописан "левой пяткой", что доставило нам большие проблемы. Если такие же люди будут вешать ярлыки на СМИ, журналистов, это, по меньшей мере, страшно.
Допустим, мы решим про буллинг писать. Популярная тема. И завтра кто-то скажет, что я как редактор пропагандирую насилие над детьми, например? То есть любую информацию можно истолковать двояко… Все это очень и очень субъективно. Законопроект появился однозначно - под местные выборы. Это подтверждает практика серии декабрьских выборов. Я очень надеюсь на здравый смысл людей, наделенных властью», - отметила Гнатченко.
О новом законопроекте можно также почитать в нашем блоге.