Женятся на работе, а хоронят под веселый марш: особое место в центре Харькова

3351

Харьковчанин Юрий Соболев почти 40 лет служит в местном цирке и знает о нем практически все. Мужчина признается: цирковое искусство обожал с самого детства, а когда вырос – устроился сюда на работу. Сейчас он является режиссером-инспектором манежа и занимает очень труднопроизносимую должность – шпрехшталмейстер.

О том, что означает это слово и какие особенности хранит в себе цирковое закулисье, Соболев поделился в эфире программы «ГородХ TV».

«В цирке по традиции существует своя терминология, свой язык. В основном это французский, немецкий, есть немного итальянского и даже английского. Шпрехшталмейстер – это говорящий распорядитель. Инспектор манежа – это казенная должность, предполагающая ведение учета, табеля, слежение за техникой безопасности, вывешивание вовремя программ, а шпрехшталмейстер – больше творческая должность. Это в какой-то степени режиссер, потому что ему приходится формировать программу, ставить парады, спектакли. Это и актер, который одевает смокинг или фрак и ведет программу клоунских антре», - говорит Соболев.

По его словам, цирк – это диагноз, а цирковые – своего рода национальность или государство в государстве.

«У нас свой язык, свои традиции, свой образ жизни. В цирке рождаются дети, они становятся на ноги, их чуть не с 3-4 лет вводят в курс этих дел. Цирковые дети тоже особенные – сегодня они живут в одном городе, завтра в другом, у них кругозор шире, чем у оседлых деток. В цирке даже свадьбы проходят, был обряд бракосочетания прямо на манеже. В последний путь цирковых тоже провожают с манежа. И провожают не под похоронный марш, а под марш Дунаевского из кинофильма "Цирк"», - рассказал Юрий Борисович.  

Больше о том, как создавался харьковский цирк, о цирковых суевериях и о том, как живут артисты, смотрите в программе «ГородХ TV».

Читайте також: