Систему среднего образования в Украине снова хотят перекроить.
В частности, в планах – переход на 12-летнее обучение. По мнению чиновников, это позволит украинским школьникам конкурировать с выпускниками Европы. Предполагается, что 12 лет будут учиться те дети, которые пойдут в первый класс уже в 2016 году.
«В Европе 11-летка осталась только в Украине, Беларуси и России. Однако 11 лет недостаточно, чтобы дать украинским учащимся комплект образовательных компетентностей, согласованный всеми членами Евросоюза», - отметила глава парламентского комитета по вопросам науки и образования Лилия Гриневич.
По ее словам, общее среднее образование должно состоять из 4-летней начальной школы, гимназии и отдельной старшей 3-летней школы – лицея. Как сообщила Лилия Гриневич, если правительство внимательно отнесется к реформе, 1-й и 5-й класс 12-летней школы реально запустить с 2018 года.
По замыслу реформаторов, начальные школы должны быть одинаковыми для всех детей. Мол, здесь ребята получают общее образование и могут определиться, что кому более интересно. А уже на этапе старшей профильной школы ребенок и родители выбирают: идти в академический или в профессиональный лицей, и по какому направлению.
Поэтому в планах - масштабная реорганизация школ.
«Если будет определено, что эта конкретная школа становится лицеем – она только на этом и будет специализироваться. Какие-то общеобразовательные школы останутся, к примеру, гимназиями, и будут учить детей до 9-го класса», - добавила Лилия Гриневич.
Однако реорганизация школ - вопрос нескольких лет.
«Реформа среднего образования будет запущена, когда мы сделаем новые образовательные стандарты. Под них нужно подготовить учителей», - сообщила Гриневич.
Учителя с опаской ожидают грядущих реформаций. Говорят: чиновники в Министерстве образования «заигрались в реформы».
«Совершенно непонятно, как быть с профильными школами, - говорит педагог Ирина. – Они ведь занимаются по своим программам, немного отличным от общей. А как быть учителям? Идти на переподготовку? Учитывая, что с мизерными зарплатами в школах остались одни энтузиасты. Не представляю, как все эти идеи будут реализованы на практике».
Еще одна новация касается учеников младшей школы. Согласно новому проекту законк «Об образовании» ученики 1-2 классов не будут получать оценки.
«Это у нас остаток тоталитарной педагогики - должна быть оценка, и в результате должна быть или похвала, или наказание. Мы с детства не воспитываем мотивацию к обучению», - говорит экс-руководитель Украинского центра оценивания качества образования, кандидат педагогических наук Игорь Ликарчук.
Предполагается, что в 1-2-х классах начальной школы знания учеников предлагают оценивать вербально «в форме словесной характеристики результата и процесса обучения». Словесную характеристику нельзя заменять только отдельными словами вроде «прекрасно», «молодец», «мне грустно». В 3-4 классах предлагают ввести оценку результатов учебной деятельности учащихся, которая выражается словами-символами: «отлично» (В), «хорошо» (Д), «удовлетворительно» (С), «требует улучшения» (П).
«Ребенок должен идти в школу с радостью и интересом к обучению», - подчеркнул заместитель министра образования Павел Хобзей.
Интересно, что родители харьковских школьников не согласны с таким требованием чиновников.
«Мне кажется, что оценки в начальной школе нужны, - говорит Марина, мама второклассника. - Это и родителям помогает, и детей дисциплинирует. У нас в школе в 1 классе оценки не ставили, так родители сами просили ставить оценки, чтобы знать, как дети осваивают программу».
«Оценивать детей, на мой взгляд, нужно, - уверен Кирилл. - Иначе они теряют интерес к обучению. А как гордится ребенок, когда показывает дневник с хорошими оценками!»