Скандал в харьковском театре: премьера не состоялась, актеры уволились

40389

Очередная годовщина Харьковского академического русского драматического театра им.  А.С. Пушкина - 88 лет со дня основания - обернулась скандалом. Накануне праздничной даты прошел допремьерный показ нового спектакля "Три сестры", который режиссер постановки Александр Середин создал в свойственной ему манере переосмысления и осовременивания произведений классиков. Но если раньше его творения приветствовались (в театре Пушкина он поставил девять спектаклей - "Гимнастический козёл", "Пушкин. Племя", "Герой нашего времени", "Нигилисты", "Эвридики больше нет", "Три товарища", "Дом инженера Якова Филина", "Люся" и "Три сестры"), то теперь с руководством театра вышло недопонимание. 

Как отметил сам режиссер Александр Середин, они побоялись вводить "Три сестры" в репертуар и пошли на поводу мнения известного харьковского театрального критика Александра Анничева, который опубликовал разгромную рецензию на постановку.

«Современная жизнь выдвинула по отношению к театру комплекс требований, внутри которых одно из важнейших мест принадлежит эстетической грамотности. Ряд хорошо образованных режиссеров проповедует свою эстетику посредством адаптации классических произведений под нынешний темп жизни и веяния моды, но при этом не изменяя сути этих вещей, призванных нести зрителю культуру отношений. В случае со спектаклями последних лет Харьковского академического театра им. А. С. Пушкина происходит все наоборот. Интересно, кто у Александра Середина будет следующей жертвой после Булгакова, Лермонтова, Тургенева, Ремарка и Чехова? - недоумевает театральный критик Александр Анничев. - Вы забавляетесь, уродуя человеческие судьбы доверившихся вам молодых актеров. Они получили высшее актерское образование, чтобы в дальнейшем совершенствовать свое мастерство на сцене академического театра, но, попав под ваше влияние, забывают, у кого и на кого они учились. Вчера юные таланты бегали нагишом, сегодня три часа шептались на сцене и пели чебурашкины песни, а что с ними будет завтра? Театр не прощает тех, кто так легко предает его идеалы. Он заставит возвратить интерес публики к тому, что называется жизнью человеческого духа».

Итог - режиссер не стал мириться с требованием руководителя театра переделать постановку и решил уволиться. 

«Я больше не работаю в театре Пушкина. Написал заявление об увольнении. Я ухожу из-за некомпетентности и трусливости руководства театра, - объяснил свой поступок режиссер Александр Середин. - Сначала мы сыграли премьеру «Трех сестер» - спектакля, в котором, к слову, текст Чехова почти не тронут и звучит как в первоисточнике. Потом вышла статья с оскорблениями и передергиваниями, после которой театральная общественность стала бесноваться. Дальше и.о. директора под давлением той самой общественности сначала объявила мне выговор по формальной причине, а потом зачем-то перенесла «Три сестры» на малую сцену (копию приказа мне вручили), сказав полностью поменять спектакль, согласно ее рекомендациям. К слову, до выхода статьи никаких претензий и замечаний к постановке не было. Разумеется, ломать собственный спектакль я отказался и написал заявление об уходе. Фактически речь идет о цензуре».

Вместе с режиссером труппу театра покинули два актера, которые играли в спектакле "Три сестры" -   Олег Маковейчук (играл Андрея Прозорова) и Арина Колесниченко (играла Ирину). 

«Вот и закончился определенный этап в моей жизни. Я попрощался с театром Пушкина. Я отработал честно 5 лет, из-за меня ни разу не отменили  спектакль, сыграл 16 спектаклей в этом театре. Грустно или обидно? Не грустно, но обидно за театр и за нынешнее руководство», - отметил актер Олег Маковейчук.

«Год назад в моей жизни случился театр Пушкина. Я попала сюда благодаря театральной лаборатории, которую создал Александр Середин. Я стала частью театра современного, яркого, эпатажного. К сожалению, художественная политика театра меняется. То, ради чего я приходила, рухнуло. Поэтому ся написала заявление об уходе по собственному желанию», - добавила актриса Арина Колесниченко.

Отметим, что не все, пришедшие на предпоказ спектакля "Три сестры", остались недовольны. 

не посчастливилось увидеть Ваш последний спектакль. И я была поражена, с каким вкусом, без пафоса, четко, необыкновенно трогательно, с тонким юмором был донесен текст Чехова. Современный европейский спектакль! Желаю успеха и крутого успеха! Эх, вот бы Антон Павлович посмотрел", - подержала режиссера Инга Яценко.

"Какой же неосмотрительный шаг со стороны руководства. Пусть теперь кусают локти, а мы продолжим наслаждаться вашим творчеством в другой или в других локациях", - добавил Никита Шевченко. 

"Рецензия сложно представлена. Ох уж этот слог Анничева! Возможно, я бы и согласилась с каждым его словом, если бы не было таких радикальных решений дирекции. Он добился своего. Цена слишком высока и не той валютой. Работы Середина не люблю (кроме "Люси"), но они вызывали интерес, что немаловажно", - подчеркнула Мария Гейко. 

Читайте також: