В Харьковском оперном театре (теперь это здание Харьковской филармонии) 120 лет назад состоялся первый публичный киносеанс. Его провел фотограф Альфред Федецкий. По случаю своеобразного праздника «ГХ» выяснил, как сейчас живет украинский кинематограф.
Эксперты уверены: украинское кино существует, но не в таком количестве как хотелось бы. Причина - отсутствие должного финансирования.
«Думаю, что современное кино сейчас развивается вместе с теми ребятами, которые выросли из студентов и становятся постепенно профессионалами», - уверен режиссер Александр Швецов.
«Современный украинский кинематограф пытается выбраться из «ямы». Фильмы снимаются, но всего пару штук в год. Начали снимать сериалы - на отечественной базе и отечественными творческими коллективами. Возможно, это вытянет постепенно индустрию. По отзывам продюсеров, срочно требуются отечественные режиссеры, сценаристы, звуковики - значит, индустрия демонстрирует первые признаки роста», - подчеркнул «ГХ» режиссер Олег Кучеренко.
По его словам, проблемы связаны как с банальным отсутствием денег на производство и прокат, так и с дефицитом кадров.
Однако киновед Наталья Черкасова уверяет, что в год в Украине снимается более 20 игровых полнометражных художественных фильмов. На сегодняшний день существует две тенденции: одни снимают массовое кино, а наследники поэтического кинематографа хотят показать, что нужно продолжать именно эту линию в украинском кино, чтобы как-то выделиться.
«Из того, что мне удалось в полном метре посмотреть, могу сделать вывод, что у нас пока не очень получается снимать массовое и кассовое кино. Например, «Гнездо горлицы», «Истальгия», «Племя», «Зеленая кофта», «Поводырь», «Счастье мое» – это достаточно тяжелые фильмы, рассчитанные не на широкого зрителя, а на подготовленного зрителя. Здесь надо интересоваться и персоналией самого режиссера, и пытаться понять сам сюжет, вникать, важно смотреть и не отвлекаться от экрана. Из-за того, что фильмы достаточно сложные по теме и сюжету, после их просмотра хочется поговорить, обсудить, что в конкретном эпизоде значило то или иное выразительное средство. Оно достаточно интересное и качественное – со стороны режиссуры, а со стороны драматургии – может быть депрессивным и требовать работы зрителя над самим собой, чтобы попытаться понять, что хотел сказать автор», - объяснила «ГХ» киновед Наталья Черкасова.