На уходящей неделе, правда, более сотни лет назад, в Харькове появился один из самых знаковых памятников – бюст величайшему писателю XIX столетия Николаю Гоголю.
Это третий по возрасту из сохранившихся на сегодняшний день памятников в Харькове. Первая тройка выглядит чрезвычайно символично и без преувеличения определяет философию развития города.
Прежде всего, в Харькове была увековечена память о Пушкине, Гоголе и Каразине. Вряд ли ошибемся, если скажем, что поэзия, проза и научные знания – три кита, на которых держится интеллектуально-духовный мир харьковчан как прошлого, так и современности. А посему появляется информационный повод замолвить слово о трех старейших изваяниях, каждое из которых – по-настоящему уникально.
Почему Гоголь?
Начнем с «именинника» – памятника Гоголю, который был открыт 20 марта 1909 года к 100-летию со дня рождения писателя.
При изобилии в XIX столетии литературных титанов – Толстой, Достоевский, Тургенев, Гончаров – именно Гоголь был автором, формирующим литературные вкусы миллионов. В его творчестве соединились величие гомеровского эпоса, острота шекспировской драматургии и свифтовский сарказм. Иными словами, для нас Гоголь – это и Гомер, и Шекспир, и Джонатан Свифт в одном лице.
Идею вынашивали чуть ли не два десятка лет. Замысел сооружения памятника Гоголю в Харькове возник еще в 1881 году, когда было решено дать благотворительный спектакль в пользу реализации данного проекта. Но работы по воплощению замысла начались только с XX века.
Заказ выполнил известный одесский мастер Борис Эдуардс, который ранее создал харьковский бюст Пушкину. Прогуливающиеся по Театральному скверу могут обратить внимание, что памятники Пушкину и Гоголю – похожи, как скульптурные братья. Это вполне символично еще и с учетом того, что при жизни мастера, если не дружили, то тепло приятельствовали. Ходят легенды, что именно с подачи Пушкина Гоголь сочинил произведения «Ревизор» и «Мертвые души».
Впрочем, еще один известный, уже харьковский литератор Квитка-Основьяненко, ранее опубликовал пьесу «Приезжий из столицы или, Суматоха в уездном городе», тематику которой впоследствии повторил Гоголь. Но пьеса харьковчанина, что называется, в народ не пошла. Попытки потягаться за авторство тоже ни к чему не привели: было признано, что пьесы основаны на расхожем в те времена анекдоте.
Возвращаясь к скульптору Эдуардсу, стоит отметить, что не у всех его работ была столь счастливая судьба как у харьковского дуэта. Например, один из памятников Суворову расплавился во время пожара. Памятник Екатерине Второй в Екатеринодаре снесли большевики. В общем, истории памятников как бы намекают: хочешь сохраниться в веках, ваяй поэтов, а не политиков с воителями. Так-то оно вернее.
Известно, что памятник Гоголю не взяли даже пули немецко-нацистских оккупантов. Одна из пуль пробила плечо и кисть. При реставрации сквера на площади Поэзии летом 2009 года было решено оставить повреждения памятника нетронутыми, что называется, для истории.
Неистребимый Пушкин
100-летие со дня рождения Пушкина в бывшей империи пытались отметить с ярко выраженным пафосом. Харьков отличился дважды – и улицей в честь поэта, и памятником.
До того одна из главных городских улиц (правда, в те времена едва ли не окраинная) носила название Немецкая.
С памятником образовалась заминка в пять лет. Средства удалось найти не сразу. Так что открытие бронзового памятника Пушкину состоялось в год 105-летия со дня рождения поэта.
В тот же год памятник мог и погибнуть. Революционеры-энтузиасты заложили под памятник взрывное устройство. Но политическим пассионариям Пушкин оказался не по зубам. В результате взрыва откололась только часть постамента, хотя в домах, которые примыкали к площади Поэзии, взрывной волной повыбивало стекла.
Одно время у памятника проводились поэтические встречи, здесь читали свои стихи Евгений Евтушенко и лучший харьковский поэт Борис Чичибабин. В общем в Харькове, Пушкин, никогда здесь не бывавший, прижился максимально органично.
Кочующий Каразин
Василий Каразин – исторический персонаж, имеющий более иных право быть увековеченным в Харькове. В XIX столетии решался вопрос: останется ли Харьков заштатным «губернском» или же превратится в один из центров образования и науки. Усилиями Каразина был дан ответ в пользу просвещения. (Напомним для тех, кто что-то пропустил: Каразин стоял у истоков создания Харьковского университета).
Памятник был установлен летом 1904-го. Лишь немногим позднее памятника Пушкину. Но из-за революционных событий 1905-1907 годов статуя три года простояла в деревянном ящике.
Уникальности памятнику добавляет тот факт, что городские власти долго не могли найти ему достойное место расположения.
Изначально Каразин был установлен ровно там, где с 1935 года стоит лучший в мире памятник Тарасу Шевченко. Последний к истории Харькова имел лишь косвенное отношение. Но для советской власти в 1930-х идеологически близким оказался именно Шевченко.
Каразина перенесли на Университетскую улицу, ко входу в современный центр «Юность», где в часы самодержавия располагалась университетская церковь.
В 1937 году памятник отправился на тракторный завод для переплавки. Но руки не дошли, и памятник сохранился.
В 1958-м статую перенесли в сад Щевченко и установили напротив боковой части нынешнего главного университетского корпуса.
И лишь в XXI веке памятник занял современное место – у входа в здание универа.
Ростовых статуй в мире – с избытком. Но вряд ли найдется много памятников, переменивших такое количество место «прописки».
***
Итак, что следует сделать перво-наперво, прибыв в Харьков? Взять путеводитель «Города Х» и отправиться к трем указанным памятникам. Ибо… Не поняв духовных основ этого города, вы вряд ли что-то поймете и о самом городе, и о его обитателях.