Ужин в Берлине, или Бег по нормандскому квадрату

2790

У Сергея Довлатова есть рассказ «Встретились, поговорили». Лирический герой в преддверии долгожданной встречи детально продумывает план действий: шлифует заранее составленные фразы, жесты и прочие «экспромты». В результате все прошло по схеме «привет – пока». На этом несоответствии ожиданий и суровых реалий бытия, собственно, и строился весь юмор.

«Нормандская четверка» в президентско-канцлеровском формате не собиралась год, что само по себе обязывало, ибо явиться после столь продолжительной разлуки с пустыми руками - моветон. Особенно с учетом того, что встреча в персональном составе образца 19 октября 2016 года может больше никогда не состояться.

Пригласившая лидеров четверки на ужин в Берлин, канцлер ФРГ Ангела Меркель анонсировала «безжалостное подведение итогов, где мы сейчас находимся». Впрочем, без конкретизации, какая составляющая в немецкой позиции является основополагающий: легкая неудовлетворенность ходом событий или традиционный педантизм.

Переживающие период резкого уклона от «духа» Минска в сторону «буквы» Минска французы, по версии министра иностранных дел Эро, хотели бы узреть продвижение в вопросах проведения выборов и предоставления отдельным районам особого статуса. (За что, к слову, были подвергнуты беспощадной порке стремительно набирающим вес в международной политике нардепом от БПП Алексеем Гончаренко, и вроде бы даже обещали одуматься).

Пакет предложений, подготовленный Администрацией президента Порошенко, являвшийся старательной компиляцией старых наработок, подчеркивал не столько отсутствие творческого полета мысли, сколько присутствие несгибаемости политической воли. «Пять пунктов», привезенные в Берлин, звучали уже неоднократно и порознь, и в различных комбинациях. Тот факт, что собранные воедино они были донесены до широких народных масс не главой государства, а всего лишь заместителем главы АП, прозревающие сквозь толщу кулис эксперты смело могут занести в раздел «Симптоматика». Но, несмотря на тайную знаковость формы, содержательная часть тоже может нести некую смысловую нагрузку. Названные замглавой президентской администрации Елисеевым требования официального Киева после разброски по пунктам сложились в следующую комбинацию:

первое – «обязательно должен быть решен вопрос о полном контроле со стороны миссии ОБСЕ над границей»;

второе – «должен быть обеспечен вывод всех российских войск с территории Украины»;

третье – «решен вопрос об освобождении заложников и политических заключенных»;

четвертое – «обязательно должен быть решен вопрос, связанный с обеспечением в будущем возможных местных выборов, в частности путем обеспечения полицейской вооруженной миссии ОБСЕ»;

пятое – «устранение всех фейковых структур так называемой исполнительной и законодательной власти, которая за два последних года была создана на территории так называемых «ДНР» и «ЛНР».

Крайне низкий уровень надежд на результативность встречи, зафиксированный практически всеми комментаторами накануне события, отчасти можно отнести и на счет запоздалости появления в дипломатическом арсенале президента и его команды «пятистороннего краеугольника». Закрепление его в соглашениях, одобренных в Минске 11-12 февраля 2015 года, практически исключило бы расхождение во взглядах на сущность бытия с европейскими партнерами или, как минимум, резко снизило бы уровень претензий главы МВД Авакова к президенту Франции Олланду.

При заявленном украинским участником переговоров отсутствии оптимизма относительно четырехсторонней встречи полет в Берлин всецело уместился в рамки старинной одесской поговорки времен тоталитарного прошлого «зима, осень, а ехать надо».

Возможность, предоставленная Петру Порошенко первым поведать миру о подробностях дискуссии за закрытыми дверьми (коллеги Олланд и Меркель без перерыва на общение с прессой перешли к обсуждению Сирийского кризиса), содержала как плюсы, так и минусы. Тезис, гласящий о том, что первые впечатления самые сильные, мог быть нивелирован «правилом Штирлица»: запоминается последняя фраза. А ощущение осадочка не возникает лишь в том случае, если первое и второе приблизительно совпадают.

Увиденное и услышанное главой государства на берлинской встрече максимально образно и емко отобразилось в заголовках на официальном президентском сайте: «Главы государств Нормандского формата договорились разработать «дорожную карту» имплементации Минских соглашений», «Вывод иностранных войск с территории Украины является главным условием для проведения выборов на оккупированных территориях Донбасса» и «Полицейская миссия ОБСЕ начнет работу на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей».

Корректировки версии предыдущего оратора, внесенные фрау Меркель, определенно указывали, что «безжалостные итоги» встречи могли бы быть подведены фразой: кто с чем пришел, тот с тем и ушел.

Подтвердив информацию о «дорожной карте», госпожа канцлер крайне скептически высказалась о введении полицейской миссии ОБСЕ на Донбасс, отнеся данную тему к разряду вопросов, не являющихся насущными. В переводе с немецкого это означает примерно следующее: никакой полицейской миссии не будет, как минимум, до выборов в Бундестаг, которые состоятся где-то в августе-сентябре 2017 года, а там, может быть, этим, не являющимся сегодня насущным вопросом, будет заниматься уже совсем другие люди.

А реплика в исполнении канцлера ФРГ «Обсуждался особый статус Донбасса, он должен быть включен в «дорожную карту» - намекает на то, что президенту и вовсе не удалось донести свою позицию до западных партнеров, что чревато для фрау Меркель встречей с вышепомянутым членом БПП Гончаренко один на один с последующей резкой сменой ценностных ориентиров.

Вопреки мнению скептиков, поставивших берлинской встрече твердый «ноль», есть ряд пунктов, позволяющих считать данное событие очередной победой дипломатии Петра Порошенко. Во-первых, не было подписано никаких документов, о чем глава государства сообщил едва ли не в первых строках своего послания широким медиа-массам. А, следовательно, не появилось никаких дополнительных обязательств, что по нынешним временам – уже большой успех. Во-вторых, дополнение слогана «сначала безопасность – потом все остальное» такими понятиями, как «пять пунктов» и «дорожная карта», можно всецело отнести к заслугам президентского креативного штаба, демонстрирующего высокий уровень готовности в любой момент придать новый импульс развития любому застопорившемуся процессу.

Что из себя представляет «дорожная карта», судя по «послематчевым интервью», участники берлинского ужина представляют весьма приблизительно. По одной из версий, вроде бы, предполагается установить последовательность этапов мирного урегулирования с конкретными датами и гарантиями.

Спущенное на уровень министров иностранных дел поручение разработать основу «дорожной карты», по логике вещей, должно привести к созданию нового документа, детализирующего Минские договоренности, вероятность чего вряд ли может быть высокой, особенно в указанные сроки – до конца ноября. Поэтому гораздо более сытной кашей для экспертов может стать несколько иная тема: приведет ли работа над «картой» к повышению температуры конфликта или же, напротив, к окончательной заморозке в соответствии со старинной дипломатической поговоркой «лучше десять лет переговоров, чем один день войны»?

Хорошие и плохие новости от Виктории Нуланд

Прогулки по минскому полю

Минск-два: отложенная партия

Третий Минск

Миротворцы и мифотворцы

Операция «Изоляция»

Минск-2: стена, змея или веревка

Дмитрий Михайлов