Прогулки по минскому полю

3420

В одном из старинных кинофильмов герой объясняет, почему закадычные друзья называются закадычными достаточно незамысловатым образом, не углубляясь в историю происхождения лингвистической конструкции: потому что в случае форс-мажора они хватают друг друга за кадык.

 

В голливудской классике фрэнды хватают друг друга за иные части тела, и, очевидно, к ним применяются иные эпитеты. Но сути, описанного выше формата межличностных отношений это не меняет. Недавняя попытка миссис Нуланд, посвятившей значительную часть своего двухдневного визита в Киев событиям на Донбассе, потрогать младших партнеров за мягкие ткани свидетельствует о том, что за океаном трактуют ситуацию, выражаясь неполиткорректным языком, как стремную, и на плечи официального Киева возлагается ответственная миссия ее разрулить. В идеале до конца текущего года.

Магистральный месседж, привезенный Нуланд для украинского политического бомонда – Минск-2 должен быть выполнен – несколько скомкал практически догматизированный на внутреннем информационном рынке тезис о том, что выполнение соглашений целиком и полностью являются прерогативой Кремля. А привязка транша МВФ к активизации выполнения Минских договоренностей если и не трактовалась как жесткий ультиматум, то полупрозрачно намекала, что включить монтера Мечникова вряд ли получится, и заказчик работ желает сначала увидеть стулья, а уже после лезть в карман за портмоне.

Настойчивые указания представителей стран ЕС на необходимость перехода к реализации политической части договоренностей, предусматривающей проведение выборов и конституционной реформы, настолько выпадают из формата информационной войны против общего врага, что у стороннего наблюдателя невольно возникает вопрос: по какую сторону линии фронта окопались европартнеры. Постоянные пинки, призванные понуждать официальный Киев к реализации договоренностей, которые радикальным образом его не устраивают, могут ушатать созданную после февральской революции властную конструкцию до полного развала. Конечный результат Минских договоренностей, предусматривающий кардинальные отличия в механизмах управления отдельными районами от прочих регионов Украины (создание собственной милиции, участие в назначении судей и прокуроров и фактическая внешнеэкономическая самостоятельность), пока не рассматриваются действующей властью, как желаемый, а, следовательно, и заявления о выполнении соглашений носят по большей части декларативный характер.

Неоднократно озвученное десятками украинских политиков – от президента Порошенко до министра Климкина – заявления о том, что выборы на Донбассе пройдут только по украинскому законодательству, лишены практического смысла, поскольку любой закон о выборах в отдельных районах, принятый Радой, априори будет украинским. Именно с принятием такого закона и поторапливают европартнеры. Накануне киевского вояжа Нуланд 25 апреля в Ганновере состоялась встреча, на которой рассматривалась ситуация в Украине. Исходя из состава участников – президент США Обама, канцлер ФРГ Меркель, президент Франции Олланд, премьеры Британии и Италии Кэмерон и Ренци соответственно – уровень озабоченности проблемой застыл на отметке 90. Итог обсуждения фрау Меркель уместила в реплике: «Нам надо сейчас в первую очередь поработать над законом о выборах».

Высадившийся на прошлой неделе в Киеве десант европолитиков рангом пониже озвучил несколько модификаций данного тезиса.

«Надо принять закон, и это создаст юридическое основание для этих выборов. И таким образом покажет желание украинской стороны проводить выборы», - заявил глава комитета по иностранным делам немецкого Бундестага Норберт Ретген.

«Украина должна быть активной и должна демонстрировать и доказать, что готова выполнять условия и готовить законодательство, в том числе принятие нового закона о выборах, который даст возможность провести выборы в регионах восточной Украины», - это уже спич главы аналогичного комитета, но польского сейма Гжегожа.

То, что подобные заявления озвучили политики третьего эшелона, смущать никого не должно: чем ниже ранг спикера, тем меньше отсебятины. Ничего личного - просто просили передать.

Дисгармонию во взглядах на спорную ситуацию коллективного запада и официального Киева, прежде всего, вносит различие мотивации.

Зачем даже сколь-нибудь активная имитация реализации Второго Минска нужна старшим товарищам – более-менее внятно объяснить можно.

В условиях, когда на мировом рынке жесточайшая борьба локтями ведется за каждый метр прилавка, сливаться с одной седьмой части суши никто особо не желает. В соответствии с доктриной одного коммерчески грамотного одессита, когда глупые люди дерутся, умные должны зарабатывать деньги. Но в сложившихся условиях умные люди деньги теряют. Поэтому популярные на местных информплощадках рассказы о форт-посте западной цивилизации на границах с Ордой, которые, возможно, когда-то и займут достойное место на страницах школьных учебников, на прагматичных представителей Старого Света не оказывают решительно никакого воздействия. Реализация Минских соглашений может интересовать западных партнеров лишь в одном разрезе – отмена санкций без потери лица. А еще лучше – с репутационными приобретениями (мы боролись и доборолись). И поиски «цапив видбувайлив» именно в Киеве можно рассматривать как прощупывание наиболее коротких путей к достижению этой цели.

Для официального Киева мотивация к выполнению Минска-2 отсутствует чуть более чем полностью. Санкции против РФ являются одной из духовных скреп (наряду с безвизовым режимом и декоммунизацией), продвигаемых в массовое сознание действующей властью, и стремиться к их отмене сравнимо с самоубийством. (Если на трех ногах табурет кое-как еще может стоять, то на двух – вряд ли).

В подобной ситуации просьба Киева о созыве 28 апреля заседания Совета Безопасности ООН - гениальное по простоте и изяществу решение (не исключено, что прием станет классическим: при любой внешнеполитической проблеме созывай заседание Совбеза). А отсутствие какого-либо конкретного решения представителей объединенных наций лишь подтверждает грамотность действий украинского внешнеполитического сектора. Многократные повторения о катастрофической гуманитарной ситуации в зоне соприкосновения с приведением статистики (более полутораста жертв за последние два месяца) на некоторый срок закрепили на международном уровне усердно тиражируемую официальным Киевом формулу: «нет безопасности – нет выборов». А поскольку безопасность трактуется только как полное установление контроля украинских властей над территорией отдельных районов, то и тема проведение выборов должна оставаться лишь на стадии теоретических споров.

Второй грамотный ход - возвращение в повестку дня вопроса о привлечении к решению кризиса неких международных вооруженных сил. Приблизительно совпавшее по срокам с визитом Нуланд и заседанием Совбеза заявление Петра Порошенко о том, что вскоре на Донбассе начнет работать полицейская миссия ОБСЕ, хоть и не имеет ничего общего с реальностью, может сыграть определенную роль в переключении внимания с процессов практических на гипотетические. По версии Порошенко миссия должна выполнить три ключевые задачи: во-первых, обеспечить восстановление мира в регионе, во-вторых, помочь провести честные выборы, и, в-третьих, передать власть в регионе новоизбранным персонам на местах. И хотя ни к одной из подобных задач полицейская миссия ОБСЕ не имеет отношения, и формировать ее никто пока не собирается, все еще популярная концепция «заграница нам поможет» получила дополнительную подпитку.

Выполнение политической части соглашения, что называется, по написанному становится для действующей власти вопросом жизни или… тоже жизни, но уже в отставке. Любой шаг по минскому полю чреват взрывом. Попытки принятия изменений к Конституции, фиксирующих любое иное положение отдельных районов (можно называть его как угодно – особое, специальное, специфическое или уникальное) при современном информационном фоне с большой долей вероятности загонят страну в очередной политический кризис, при котором досрочные выборы для действующей власти покажутся легким испугом. Преодоление же результатов нагнетания психологического напряжения в среде политически озабоченной части общества и тотальной дегуманизации населения неподконтрольных территорий потребует разворота пропагандистской машины на 180 градусов, что так же, скорее всего, закончится политическим уничтожением правящих партий и выдвинутых ими персон (ибо зомбоящики способны не только возводить на троны, но и низвергать с оных). А посему задачей минимум становится – дотащить кризисную ситуацию в подвешенном состоянии до конца года, после чего можно будет ставить вопрос о пересмотре существующих пунктов договоренностей.

Минск-два: отложенная партия

Третий Минск

Миротворцы и мифотворцы

Операция «Изоляция»

Кому нужны выборы на Донбассе

Дмитрий Михайлов