Кому нужны выборы на Донбассе
Пока кандидаты в депутаты стремительно доосваивают избирательные бюджеты, пытаясь завлечь избирателя если не гречкой, так картофелем, в Минске в не менее напряженной обстановке обсуждаются новые выборы.
Преподнесенная как несомненная дипломатическая победа отмена голосований, которые могли пройти на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей 18 октября и 1 ноября, поставила перед официальным Киевом необходимость определиться, в какие сроки и при какой конфигурации хотелок всех вовлеченных в процесс сторон такие выборы могли бы состояться. Активизировавшаяся после парижской накачки работа трехсторонней контактной группы пока не дала результатов, которые можно было бы воспринимать как руководство к действию. Чего, собственно, и следовало ожидать при тех диаметрально противоположных взглядах на процесс урегулирования конфликта, которых стороны придерживались ранее.
Совершенно неожиданно свои пять копеек вставил Арсений Яценюк, отошедший от своей основной темы «Почему низкие зарплаты и высокие цены это хорошо» и посвятивший очередной выпуск авторской передачи «Десять минут с премьером» теме выборов на Донбассе.
Премьерский план, вошедший в историю вопроса как «Четыре пункта Арсения Яценюка», в общем и целом отображающий доминирующие в украинском политикуме взгляды на пути выхода из донбасского кризиса, пока скорее следует отнести в разряд «как бы хотелось бы, чтобы оно все было», нежели рассматривать в качестве рабочего механизма решение проблемы проведения выборов (если таковые вообще являются актуальными).
План «Четыре пункта» достоин того, чтобы привести его полностью с кратким резюме от премьера: «Первое - выборы под дулами российских автоматов никто проводить не будет, террористы обязаны покинуть территорию Украины и выполнить Минские договоренности.
Второе - полтора миллиона временно перемещенных лиц, зарегистрированных в Украине, должны получить право принять участие в избирательном процессе и выбрать тех, кто будет представлять местные власти Донецка и Луганска.
Минск-2: стена, змея или веревка
Третье - выборы на Донбассе должны четко соответствовать украинскому законодательству и высоким стандартам честных и прозрачных выборов.
Четвертое - в Донецке и Луганске должна быть обеспечена политическая конкуренция, как через доступ средств массовой информации к этим территориям, так и через право всем политическим партиям Украины принять участие в этих выборах и направить туда своих кандидатов.
А русская идея легализовать через местные выборы на Донбассе этот анклав и предоставить террористам статус депутатов местных советов не пройдет». В таких случаях вспоминается история о неудовлетворенных жизнью зайцах и стратегически мыслящем филине, который предложил зайцам стать ежиками. Иными словами, видение финишного створа есть, нет понимания, как до него добраться. Чтобы не вводить слушателей в заблуждение, премьер должен был четко описать механизм реализации первого пункта. Действующему руководству страны не удалось подавить противника военной силой, поэтому он должен уйти добровольно – выглядит как для человека, занимающего премьерский пост, достаточно наивно. Версия «усиление санкций решит все проблемы» также представляется скорее продуктом для внутреннего пользования. Если бы санкции были действительно выгодны применяющей их стороне, то учитывая, что в международной политике не существует симпатий-антипатий, а есть только шкурные интересы, вряд ли стоит сомневаться, что все возможные и невозможные санкционные меры уже были бы включены на полную мощность.
Очевидным является стремление заполучить хоть какие-то голоса, вернув в избирательный процесс вынужденных переселенцев. Тем более что после того, как Рада лишила их возможности участвовать в местных выборах 25 октября, данный акт может рассматриваться как восстановление конституционных прав. Однако опять же нет предложений по конкретной реализации данного права: должны ли они голосовать по месту временного проживания или только на неподконтрольной территории? И получат ли право голосовать беженцы, покинувшие пределы Украины? Ответа нет.
Третье условие, поддерживаемое всеми сторонами и посредниками, – выборы должны пройти по украинскому законодательству - при видимой четкости и однозначности на поверку оказывается достаточно размытым. Выборы должны пройти по уже действующему украинскому закону или по специально принятому украинскому закону? Премьер четко заявил, что для проведения выборов следует принять отдельный закон (и подобное заявление на столь высоком уровне звучит едва ли не впервые), но степень вероятности принятия такого закона, учитывая позиции ряда парламентских фракций, пока крайне невысока.
По четвертой позиции, которая, казалось бы, не вызывает никаких нареканий с точки зрения реализации демократических принципов, предстоит серьезная борьба. Ни украинские партии, ни СМИ для противоположной стороны нежелательны (хотя при нынешнем уровне качества пропаганды появление
и первого, и второго на неподконтрольных территориях может дать эффект, далекий от ожидания). Представители непризнанных республик (или «так называемых ДНР и ЛНР») стремятся к собственной легализации, а вовсе не к тому, чтобы передавать власть или хотя бы часть власти в руки политических конкурентов. В противном случае на повестку дня встанет вопрос, уже долго и интенсивно муссируемый на подконтрольных территориях: «За что боролись?»
Точку зрения премьера следует рассматривать и как исходную позицию парламентской фракции «Народный фронт» при возможных голосованиях в Верховной Раде законопроектов, связанных с выборами на Донбассе.
Позиции иных фракций еще более жесткие. По версии Тимошенко, выборы возможны только после того, как с неподконтрольных территорий будут выведены все войска, и официальный Киев восстановит контроль над украинско-российской границей.
Данный пункт однозначно не будет воспринят противоположной стороной, имеющей контраргумент в виде Минских договоренностей, где четко указано обратное: именно выборы предшествуют процессу начала восстановления контроля над границей.
Фактически солидаризируется с «Батьківщиной» «Самопоміч». Как заявил лидер фракции Березюк, его партия не поддержит выборы на Донбассе. По его версии, неподконтрольные территории Донбасса должны быть изолированы, а в Украине начаться работа «над строительством своего имиджа».
По оценке лидера выбывшей из правящей коалиции Радикальной партии Ляшко, выборы на Донбассе возможны только после восстановления контроля над всей территорией Донецкой и Луганской областей.
Примерно того же мнения придерживается лидер пропрезидентской фракции БПП и координатор коалиции Юрий Луценко, который взял на себя миссию выступить не только от своей политической силы, но и от всей Рады: «Украинский парламент не поддержит никаких попыток провести признание выборов на оккупированных территориях. Ни этой осенью, ни следующей весной. Выборы в Донецке и Луганске возможны только после восстановления всей полноты государственной власти на тех территориях».
То есть при вынесении в сессионный зал законопроектов, связанных с выборами на неподконтрольных территориях, могут возникнут проблемы с голосами. Впрочем, не факт, что подобные законопроекты вообще появятся в зале, поскольку, по заявлению заместителя главы Администрации Президента Константина Елисеева, Киев не будет принимать отдельный закон об амнистии и особый статус оккупированных территорий, а амнистия к боевикам может быть применена только после выборов.
Все было бы прекрасно, если бы не одно «но». Позиция второй договаривающейся стороны диаметрально противоположна – сначала амнистия, введение особого статуса и принятие особого закона о выборах, а потом уже все остальное. Дополнительной палкой в колесо телеги, которая и так пока никуда не едет, является заявление о том, что освобождение военнопленных возможно только после проведения амнистии, что может быть трактоваться, как попытка сорвать подготовку к выборам, поскольку прекращение огня, отвод вооружений и обмен заложниками в Минских соглашениях предшествуют началу избирательного процесса.
Проведение (непроведение) выборов имеет и плюсы, и минусы для обеих сторон. И все еще более неоднозначно, чем в письмах дочки офицера. Если выборы проходят, то Киев утрачивает поле для маневра в общении (необщении) с противоположной стороной. Отказаться от прямого диалога с мотивацией «мы с террористами переговоры не ведем» уже будет нельзя. Придется работать с теми, кого изберут. Это для президента будет являться в некотором роде понижением статуса как ключевой фигуры переговорного процесса. То есть ему теперь придется сидеть за столом не с Оландом и Меркель, а с представителями местной власти в отдельных районах (они могут называться и иначе) Донецкой и Луганской областей. Для гаранта это скорее минус, поскольку далеко не факт, что это будут люди, подконтрольные центральной власти.
Снижается вероятность возвращения конфликта в горячую стадию, поскольку боевые действия теперь будут вестись не как АТО, а как вооруженное столкновение между законной властью и законной властью. А это, как ни крути, не комильфо. Для партии войны это несомненный минус, для партии мира (предоставим им возможность самим разобраться, кто из них кто) – однозначный плюс. Требования возврата контроля над границей можно будет подкреплять не только собственным видением механизмов решения вопроса, но и Минскими соглашениями, к которым постоянно апеллирует президент. Это – плюс.
Противоположная сторона при победе на выборах становится полностью легитимной властью, и это для нее плюс. Однако вопрос об установлении контроля над границей украинскими силовиками может усугубить ее положение, лишив поддержки извне. Это для нее минус, поскольку при объективном неравенстве сил в перспективе вообще может встать вопрос о ликвидации всех «особых особенностей» силовым способом, что не вызовет никаких нареканий ни внутри страны, ни в среде западных партнеров.
Собственно, после решения главного вопроса – прекращение боевых действий – именно от накопления массы плюсов-минусов, скорее всего, и будет зависеть направление движения: в сторону «ну давайте уже что-то делать дальше» или в сторону «а пускай все остается как есть, не было бы хуже».