Минск-2: стена, змея или веревка

2921

Вместо эпиграфа. Три слепых мудреца решили узнать, как выглядит слон. Один взялся за хвост и сказал, что слон похож на веревку. Второй – за хобот и сказал, что слон похож на змею. Третий – толкнул туловище и сказал, что слон это стена. (Из восточного фольклора.)

Не хочется, но надо. До Нового года – совсем ничего. Стремительное сокращение содержимого в верхней колбе песочных часов вынуждает в экстренном порядке втискивать в повестку дня вопрос о реализации Минских соглашений, формальный срок действия которых истекает 31 декабря с двенадцатым ударом.

Подгоняемый европартнерами президент Порошенко в присущей для себя манере выдавать политические авансы много и быстро задекларировал возможность завершения минского процесса до конца года. Однако, при сложившемся положении вещей, данные заявления с высокой долей вероятности могут оказаться в уже достаточно богатой коллекции нереализованных президентских обещаний. И проблема не столько в сжатых сроках, сколько в абсолютно различных методологических подходах и толкованиях базового документа противоборствующими сторонами. Не случайно в заявлениях и дискуссиях в десятках ток-шоу присутствуют не самисоглашения, а их разнообразные интерпретации.

Блокада для внутреннего пользования

Утверждения официального Киева о том, что война ведется между Украиной и Российской Федерацией, при том что Кремль позиционирует себя не более чем участливый посредник во внутриукраинском конфликте, привели к рождению документа, который многие местные политики, в том числе и облеченные властью, считают необязательным к исполнению. Из пяти подписей, стоящих под соглашением, лишь две принадлежат лицам, официальный статус которых более-менее определен.Это спецпредставитель председателя ОБСЕ в контактной группе по урегулированию ситуации на Украине Хайди Тальявини и посол РФ в Украине Михаил Зурабов. А учитывая, что Тальявини 7 июня 2015 года подала в отставку, которую связывают именно с неудовлетворительной реализацией минского процесса, договоренности превращаются в бумагу, скрепленную не столько формальностями, сколько личным авторитетом «нормандской четверки», фактически породившей данный документ.

Только препирательства по поводу прекращения огня и отвода вооружений велись несколько месяцев. Основные силы стороны направили на обвинения друг друга в нарушении режима тишины и миссии ОБСЕ в слабом зрении. С прекращением огня задержались на семь с половиной месяцев, что уже само по себе могло поставить крест на договоренностях. Однако к вопросу решили не подходить формально, что можно объяснить, скорее всего, повышенной заинтересованностью гарантов не допустить выхода сторон из соглашения. Вроде бы начали разбираться с отводом вооружений, который должен был завершиться не позднее 1 марта. И… Собственно, на приблизительном выполнении двух первых пунктов из 13-ти на сегодняшний день все и закончилось. И пока нет никаких ярко выраженных перспектив дальнейшего продвижения вперед.

С пятого пункта, предписывающего «обеспечить помилование и амнистию путем введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины», начинаются радикальные расхождения сторон в представлениио том, как жить дальше.

Официальный Киев заявляет, что амнистии подлежат далеко не все, и кого прощать, кого нет, органы украинской власти решат самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. Но предпосылок, что представители незаконных вооруженных формирований воспримут именно такую трактовку, пока не наблюдается, и принудить их к этому можно было бы только вооруженным путем, для чего пришлось бы либо выходить из мирного процесса, либо дожидаться официальных заявлений о таком выходе со стороны оппонентов.

Еще большим камнем преткновения является вопрос о контроле над участком украинско-российской границы, перешедшим в плоскость бесконечной философской дискуссии и первородстве курицы и яйца. Позиция украинской стороны - от президента до экспертов в студии полуопального ток-шоу - однозначна: сначала граница (перекрыть которую наглухо можно только размещением на ней достаточно большого количества воинских частей, оснащенных тяжелым вооружением), потом все остальное. С противоположной стороны линии фронта доносятся отсылки на пункт 9-й:
«Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа) к концу 2015 года при условии выполнения пункта 11 — в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней Контактной группы».

А 9-й пункт, в свою очередь, отсылает читателей к пункту 11-му:
«Проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, указанными в примечании, до конца 2015 года».

Что подтолкнуло президента Порошенко во время 16-часового минского сидения в феврале нынешнего года согласиться именно на такие формулировки соглашений, возможно, навсегда останется загадкой. Не исключено, что минский проект рассматривался не как стратегический план, а как политический «ход конем», позволяющий решить задачи тактического характера. Во всяком случае, глава парламентской фракции БПП Юрий Луценко в публичных выступлениях неоднократно заявлял о необходимости накопления сил с последующим проведением военных операций по типу «Молнии» и «Бури», в результате которых в 1995 году хорватские вооруженные силы ликвидировали Сербскую Краину. То ли Юрий Витальевич таким образом успокаивал наиболее радикальных противников «Минска-2», то ли ему самому чрезвычайно симпатична вероятность подобной исторической аналогии - неизвестно. В голове у экс-министра внутренних дел никто не копался. Но слово, как говорится, не воробей.

Надвигающиеся местные выборы в Украине актуализируют вопрос о том, как подобные процессы должны проходить и на территории так называемых отдельных районов. Вроде бы неприемлемые для Киева выборы 18 октября и 1 ноября на проблемной территории отменены. Что делать дальше? С одной стороны, пункт 4-й предписывает «начать диалог о модальностях проведения местных выборов».Однако официальный Киев заявляет, что будет разговаривать только с представителями, избранными на основе украинского законодательства, что как бы тоже верно, ибо в противном случае постоянно будет возникать вопрос о нелигитимности местной власти в отдельных районах. То есть диалог нельзя вести, потому что не было выборов. А формат проведения выборов должен определиться в результате диалога. Круг замкнулся. Как говорится, шах и мат. Причем всем – и укропам, и вате.

По поводу местных выборов нет единого мнения даже между Порошенко и европартнерами по «нормандской четверке». Президент Франции Олланд рассказывает прессе, что выборы на Донбассе могли бы пройти по плану Мореля: в соответствии с украинским законодательством (то есть непременное требование украинской стороны будет соблюдено), но при условии принятия специального закона. Однако подобная попытка сделать сытыми волков при сохранении неприкосновенности овец не нашла понимания у президента Порошенко, отнесшего инициативу Мореля к разделу «его личное мнение».

Ну и, наконец, совершенно неправдоподобным на данный политический момент является преодоление сопротивления внутренних политических сил, характеризующих минские договоренности не иначе как противоречащие национальным интересам («зрада», «слив» и тому подобное). Только предварительное голосование по изменениям в Конституцию сподвигло радикально настроенные движения на силовые столкновения под стенами Рады, завершившиеся убийством четырех сотрудников Министерства внутренних дел. И за оставшееся до конца года время вряд ли удастся переформатировать настроения данной части общества.

Против реализации пунктов договоренностей выступают две коалиционные и одна бывшая коалиционная фракции в парламенте – «Батьківщина», «Самопоміч» и РПЛ, что также делает крайне сомнительным вероятность принятия каких бы то ни было изменений в Конституцию в рамках минского процесса. Не исключено, что человеку, добившегося в телефонном режиме освобождения кресла днепропетровского губернатора, придется обзванивать половину состава Рады - при наличии у его непосредственных руководителей заинтересованности в развитии минского процесса. А последнее обстоятельство далеко не является фактом.

Отношение среднестатистического украинца к минским соглашениям тоже крайне неоднозначно. Как показали недавние исследования Киевского международного института социологии, с одной стороны, 78% населения поддерживают идею мирного урегулирования, с другой - только 19% согласны с тем, что это следует делать в минском формате, что как бы позволяет парламентским противникам «Минска-2» ссылаться на волю народа.

В сухом остатке получаем крайне высокую вероятность либо разрыва минских соглашений, как не реализованных в срок с отменой всех взаимных обязательств, либо продления процесса на 2016 год. Второй вариант станет возможным, если ни у одной из сторон не появится избытка сил для эскалации конфликта, а месье Олланд и фрау Меркель не исчерпают политическое вдохновение для дальнейшего участия в работе «нормандской четверки» с целью поддержания украинского главнокомандующего в оптимистическом расположении духа. Данное положение вещей, скорее всего, приведет к «замораживанию конфликта» на неопределенное время, поскольку ни в публичной политике, ни в обществе в целом так и не выработалось четкое видение мирного урегулирования. Минские условия, очевидно, мало кого устраивают. А люди, которые знают, как преобразовать договорной процесс в нечто, удовлетворяющее всех поголовно, к сожалению, уже работают таксистами или парикмахерами.

Фото: vedic-culture.in.ua

Андрей Кравченко