Операция «Изоляция»

2774


Лучший способ присоединить – изолировать. Приблизительно так выглядит магистральная идея зарегистрированного в Раде проекта Закона «О временно оккупированной территории Украины».


Неспособность разрешения военно-политического конфликта на востоке ни в ходе боевых действий, ни посредством переговорного процесса подталкивает представителей киевского политического бомонда к поиску альтернативных способов влияния на кризисную ситуацию.

Авторы законопроекта, среди которых вице-спикер парламента Оксана Сыроид, лидер фракции «Самопоміч» Олег Березюк и один из организаторов блокады Крыма Рифат Чубаров, предлагают распространить понятие «временно оккупированные территории» не только на Крым и Севастополь, как это предусмотрено действующим законом приблизительно на ту же тематику - «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины» - но и на отдельные районы Донецкой и Луганской областей.

Принципиально новым положением является четкое указание дат начала оккупационного процесса, что как бы наводит резкость на определенные исторические события. Стартом в Крыму предлагается считать 20 февраля 2014 года. Для части Донецкой и Луганской областей – 7 и 27 апреля 2014 года соответственно.

От конкретизации событий, привязанных к указанным датам, авторский коллектив воздержался, оставив читателям традиционное право на домысел.

Блокада воинских частей ВСУ вооруженными людьми без опознавательных знаков, вошедших в анналы отечественной истории под названием «зеленые человечки», началась в ночь с 26 на 27 февраля. Но, вероятно, законодатели ориентировались на наличие артефакта в виде медали с текстом «Министерство обороны Российской Федерации. За возвращение Крыма. 20.02.2014-18.03.2014».

В качестве отправных точек начала временной оккупации части Донецкой и Луганской областей, очевидно (но не факт), предлагается назначить даты самопровозглашения ДНР и ЛНР. Во всяком случае, ничего более заметного, кроме разве что выступления Юлии Тимошенко в Донецком аэропорту, в означенные дни не происходило.

Восстановление территориальной целостности и эффективного контроля над временно оккупированными территориями, обеспечение мира, стабильности, безопасности и демократического развития государства (а именно такие цели задекларированы в преамбуле законопроекта), по версии авторского коллектива, возможно посредством фактической изоляции вышеуказанных территорий от основной части Украины.

Статья 11, предполагающая запрет на пересечение межи неконтролируемых территорий воздушных, речных и морских суден, железнодорожного и автомобильного грузового транспорта, предлагает законодательно закрепить уже фактически существующее положение вещей. На днях Кабмин принял решение о запрете ввоза на территорию Крыма любых предметов, кроме ограниченного количества продуктов и личных вещей. А создатели сюжетов для теленовостей рассказывают ужасные истории о том, как путешественникам приходится выливать на землю излишки (не более одной бутылки на экспедицию) спиртного.

В статье 12 предлагается запретить поставку топливно-энергетических ресурсов и водоснабжение. (Данный комплекс мероприятий уже реализован в отношении Крымского полуострова.)

Фактически принятие закона будет означать полнейшее прекращение каких-либо хозяйственных связей между контролируемыми и неконтролируемыми территориями, а линию разграничения между ними можно будет пересекать только на своих двоих или на личном автотранспорте с тюбиком зубной пасты и авоськой бутербродов.

Принятие закона в предлагаемом виде также формально приведет к выходу официального Киева из минского процесса. Предлагаемая проектом отмена закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» исключает возможность реализации ряда статей соглашений, в которых данный нормативный акт указывается в качестве ключевого механизма урегулирования кризисной ситуации. Запрет на проведение выборов, предлагаемый статьей 7 проекта, не согласуется с пунктом 9 соглашений, определяющего выборы отправным пунктом начала установления контроля над украинско-российской границей. А пункт 8 предусматривает как раз движение в сторону восстановления социально-экономических связей, а не их разрыв.

Минск-2: стена, змея или веревка

Но данные расхождения вряд ли стоит рассматривать в качестве непреодолимых преград для реализации норм предлагаемого законопроекта. Формально соглашения действуют до конца года, и дальнейшую их судьбу при достаточно низком уровне прогнозируемости поведенческой линии участников процесса предсказать проблематично. Сами договоренности значительной частью украинских политиков и экспертов рассматриваются как навязанные извне, не несущие выгод, подписанные непонятно кем и противоречащие национальным интересам. Хотя при определенной гибкости риторики ничто не мешает утверждать, что изоляция неподконтрольных территорий не противоречит процессу урегулирования, а как раз напротив - является его творческим продолжением.

Ряд наиболее вероятных последствий принятия проекта может быть занесен как в рубрику «плюсы», так и в контррубрику «минусы» - в зависимости от доминирующих в том или ином секторе социума представлений о сущности пользы и вреда. Разрыв экономических, инфраструктурных, социальных и культурных связей может привести к ситуации, когда их восстановление станет критически затратным, что снимет данный вопрос с повестки дня на достаточно продолжительный срок. Однако данная ситуация может дать целый ряд преимуществ для поддержания работы пропагандистских механизмов внутри страны на достаточно высоком уровне эффективности.

Отказ от рынков объемом 4-5 миллиона человек (вроде минус) вообще можно рассматривать в контексте широкомасштабной работы по обнулению торговых отношений с Российской Федерацией, в лучшие годы приносивших более 20 миллиардов экспортных долларов. На фоне ухода со 140-миллионного рынка отсечение еще нескольких миллионов потребителей не представляется критическим.

Накопленный человечеством достаточно богатый опыт блокад и изоляций указывает на то, что их организаторы никогда не добивались политических результатов. Страны «Антанты» приняли решение прекратить торговую блокаду Советской России, поскольку посчитали данное мероприятие для себя экономически невыгодным. Организация воздушного моста сделала бесперспективной блокаду Западного Берлина.

Полувековая экономическая блокада Кубы Соединенными Штатами Америки не достигла главной цели – смены политического режима. Кроме того, экономические показатели Кубы далеко не самые убогие на фоне стран третьего мира. (ВВП на душу населения, по данным МВФ на 2015 год, составляет 6985 долларов. Для сравнения, член ЕС Болгария - 6582, Грузия – 3720, Украина – 2109.) Тем не менее, островному государству был нанесен значительный экономический ущерб, который с учетом обесценивания доллара по отношению к золоту, по данным правительства Кубы, за 50 лет составлял 975 млрд долларов (или 19,5 млрд в год). То есть противник явно пострадал.

Учитывая позитивной отношение руководства страны и части экспертного сообщества к блокадным мероприятиям, опробованным на примере Крымского полуострова, предлагаемый проект имеет неплохие шансы (возможно с рядом поправок, внесенных старшими товарищами) трансформироваться в закон. А вероятные побочные эффекты могут проявиться в периоды, настолько далеко отстоящие от сегодняшнего дня, что автоматически перестают быть проблемами членов политического кружка, ныне причастного к принятию решений.

Андрей Кравченко