16 октября – одна из наиболее значительных дат в театральной истории Харькова в прошлом столетии. В этот день в 1926 году начался первый харьковский сезон знаменитого театра «Березиль» под управлением не менее знаменитого режиссера-экспериментатора Леся Курбаса.
Театр просуществовал в Харькове несколько лет. Правопреемником «Березиля» считается действующий сейчас в Театр имени Шевченко, который в следующем году отметит 100-летний юбилей.
Начало «Березиля»
История главного театра Леся Курбаса началась в Киеве в 1922-м, за четыре года до вышеупомянутой харьковской премьеры. Курбасу на тот момент было 35. По нынешним временам возраст – юный. В первой половине прошлого века – вполне зрелый. К тому времени режиссер имел богатый сценический и жизненный опыт и даже пережил любовную драму, едва не окончившуюся трагедией. В начале карьеры он воспылал страстью к актрисе Екатерине Рубчаковой. Не получив отклика, пытался пустить себе пулю в сердце. Чудом остался жив, но пулю врачи не сумели извлечь из груди – она осталась с режиссером на всю жизнь. Но это – небольшое лирическое отступление, имеющее к основанию «Березиля» отношение косвенное.
Лесь Курбас и Вадим Меллер во время гастролей театра «Березиль» в Одессе. 1927 год
За четыре года «Березиль» стал лучшим украинским театром и прославился настолько, что в начале 1926 года народный комиссариат просвещения Украины решил перевести его в столицу - Харьков.
Лучший театр переехал в Харьков
История харьковского «Березиля» оказалась в два раза продолжительнее киевского. В Харькове сложился театральный тандем – режиссер Курбас и драматург Микола Кулиш. На сцене театра шли пьесы Кулиша «Народный Малахий» и «Мина Мазайло».
Вокруг «Березиля» собрались лучшие в 1920-30-е годы украинские режиссеры и актеры. Некоторые актеры остались в Харькове, запечатленными в бронзе. Автор лучшего в мире памятника Тарасу Шевченко скульптор Матвей Манизер пригласил позировать актеров «Березиля». Наталия Ужвий исполнила роль «Катерины», Сусанна Коваль - молодой крестьянки, Амвросий Бучма - повстанца времен Колиивщины и крестьянина с жерновами на плечах, Иван Марьяненко - старого запорожского казака, связанного, но не покоренного, Лесь Сердюк - молодого хлопца с косой в руках и крепостного со связанными руками, Ростислав Ивицкий - красноармейца.
Арест режиссера
Лесь Курбас проживал в знаменитом доме «Слово», который знатоки истории репрессий 1930-х годов называют зловещим. Дом был специально построен для деятелей культуры – режиссеров, актеров, писателей, журналистов. Часть жильцов дома были арестованы, часть приговорены к высшей мере наказания и погибли.
Экспериментаторские методы Курбаса не очень сочетались со стилем соцреализма, который с 1930-х становится доминирующим в советском искусстве. В конце 1933 года Курбаса освободили от должности художественного руководителя театра. Ему инкриминировали национализм, формализм и отрыв от советской действительности. В те времена за подобными обвинениями зачатую следовал арест.
После отстранения от «Березиля» Курбас отправился в Москву ставить Шекспира в Государственном еврейском театре. 26 декабря 1933 года режиссер был арестован и заключен в тюрьму по обвинениям в участии в контрреволюционно-террористической организации (Украинской военной организации) и из-за намерений убить 2-го секретаря ЦК КП(б)У Павла Постышева.
Театр за колючей проволокой
В апреле 1934-го Курбаса отправили на строительство Беломорско-Балтийского канала на Медвежьей Горе, а затем - на Соловки. Такая же участь постигла и Миколу Кулиша.
Любопытно, что в местах лишения свободы Курбас продолжил театральную деятельность. В лагере на Медвежьей Горе в Карелии действовал театр, рассчитанный на 350 зрительских мест. В 1936 году Курбаса перевели на Соловки и там режиссер тоже создает театр, ставит Бернарда Шоу, а когда его этапировали на остров Анзер, в маленьком театре, который был расположен в бывшей церкви, Курбас поставил "Маленькие трагедии" Пушкина.
Среди последних пьес, поставленных Курбасом в лагерном театре, называют "Интервенцию" Славина, "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина, "Ученика дьявола" Бернарда Шоу и сочиненную в принципиально новом жанре "лагерного варьете" пьесу "Сон на Вянь-Губе".
Курбас был осужден к пяти годам лишения свободы. То есть он должен был выйти в 1939 году.
Летом 1937 года особая тройка Управления НКВД Ленинградской области РСФСР приговорила 1 825 человек Соловецкой тюрьмы особого назначения к высшей мере наказания. В списке значилась и фамилия Леся Курбаса.
Место гибели Курбаса стало известно лишь в июле 1997 года, когда было обнаружено и опубликовано "Дело № 3168" по обвинению Курбаса, найдены расстрельные соловецкие списки. Ранее, в 1961 году, жена Леся Курбаса Валентина Чистякова получила письмо со свидетельством о смерти мужа 15 ноября 1942 года в возрасте 55 лет от кровоизлияния в мозг.
Новый театр
После ареста Курбаса его театр просуществовал недолго. В 1934-м году слово «Березиль» исчезло из названия театра. Но действующий и сегодня театр имени Шевченко считается продолжателем именно курбасовских традиций.
Театр имени Шевченко возглавил Марьян Крушельницкий – один из ведущих деятелей «Березиля». Существует театральная легенда, что Крушельницкий изначально сбежал из театра. Его несколько шокировали режиссерские эксперименты: Курбас трактовал классические пьесы самым неожиданным образом, превращая их в некое подобие эстрадно-циркового действия. Но Курбас оказался настолько убедительным, что Крушельницкий вернулся, отслужил в его театре 10 лет – с 1924-го до закрытия театра в 1934-м, а затем возглавлял театр Шевченко до 1952 года. Театр под художественным руководством Крушельницкого входил в пятерку лучших театральных коллективов бывшего СССР.
Правда, театральные эксперименты пришлось прекратит. К ним возвращались разве что с 2002 по 2005 годы, когда художественным руководителем был режиссер Андрей Жолдак. С его спектаклями коллектив за четыре года посетил около 15 стран Европы. Постановки Жолдака вызывали крайне неоднозначные оценки, однако неизменно становились громкими информационными явлениями.