Жизнь после томоса. Автокефальный ликбез. Часть 7
5 января 2019-го произошло событие, которое, как минимум, до конца президентства Петра Порошенко будет считаться историческим. В столице Турции Стамбуле глава Константинопольской православной церкви Варфоломей подписал грамоту (томос), в которой говорится о признании со стороны КПЦ недавно созданной Православной церкви Украины и предоставлении ей автокефального статуса.
При подписании присутствовали президент Петр Порошенко, спикер Рады Андрей Парубий, министр иностранных дел Павел Климкин, министр обороны Степан Полторак, министр по делам молодежи и спорта Жданов и… как говаривали в старину, другие официальные лица.
Учитывая, что вопросы, связанные с религиозными предпочтениями, нередко вызывают болезненное восприятие, постараемся ограничиться только фактами, минимизировав часть оценочных суждений.
Для начала – небольшая напоминалочка.
На территории украинского государства функционирует до десятка религиозных организаций, относящих себя к православию. До 15 декабря крупнейшими являлись:
- Украинская православная церковь (УПЦ, признавалась как каноническая);
- Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП);
- Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).
Две последние организации не признавались ни одной из 14-ти православных церквей, объединяемых понятием «каноническое православие». В частности, константинопольский патриарх Варфоломей в июле 1993 года заявлял, что признает только одного канонического митрополита Киевского – предстоятеля Украинской православной церкви.
11 октября 2018 года позиция константинопольского патриархата изменилась. Синод Константинопольской православной церкви принял решение о возвращении в церковное общение руководителей УПЦ КП и УАПЦ и их последователей.
15 декабря 2018-го состоялся объединительный собор УПЦ КП и УАПЦ. В результате появилась новая религиозная организация – Православная церковь Украины, которую намеревается признать Константинопольский патриархат и в качестве материнской церкви предоставить ей автокефалию.
Таким образом, на данный момент на территории украинского государства работают предположительно две крупные православные церкви
Ресурс РБК-Украина сообщал со ссылкой на некие осведомленные источники, что УПЦ КП и УАПЦ приняли решение о самороспуске, но на официальных сайтах этих организаций подобная информация пока не содержится.
Но это – частности. Основной вопрос – это признание или непризнание новой религиозной организации иными православными поместными церквями.
На данный момент более-менее четко свою позицию обозначили лишь четыре автокефалии из 14-ти.
Константинопольская церковь. Однозначно признает каноничность ПЦУ, о чем, собственно, и свидетельствует изданный 6 января томос.
Русская православная церковь. Однозначно не признает каноничность ПЦУ. 28 декабря 2018 года синод РПЦ охарактеризовал действия константинопольской церкви на территории украинского государства как антиканоническое и преступное вторжение на каноническую территорию Украинской православной церкви. Собор 15 декабря в РПЦ назвали не каноническим и его результаты не признали.
Украинская православная церковь, которая входит в РПЦ на правах автономии, также заявила о своем неучастии в объединительном соборе и непризнании его результатов.
Сербская православная церковь. Велика вероятность, что данная религиозная организация не признает каноничность ПЦУ. В рождественском послании предстоятель Сербской церкви Илларион отозвался о действиях Константинопольского патриархата крайне негативно: «Одержимые шовинисты-русофобы, предводимые коррумпированными политиками, при «ассистировании» униатов и, к сожалению, при незаконном соучастии Константинопольской патриархии, углубили и расширили существующие расколы и поставили под серьезную угрозу единство Православия в целом».
Вероятность признания ПЦУ чрезвычайно снижается опасениями утраты части канонической территории. На данный момент канонической территорией Сербской церкви считаются все государства, образовавшиеся в результате распада Югославии. Но на территории Черногории и Македонии созданы альтернативные православные церкви, не признанные каноническими. Признание ПЦУ автоматически становится прецедентом для признания черногорской и македонской церквей, что для Сербской церкви является на данном этапе неприемлемым. В общем, на Балканах, как всегда, все запутано.
Польская православная церковь. В некоторых средствах массовой информации сообщалось о том, что Польская православная церковь заявила о непризнании ПЦУ. Но как свидетельствует текст письма митрополита варшавского и всея Польши к константинопольскому патриарху, позиция не столь категорична. В Варшаве придерживаются идеи обсуждения спорного для мирового православия вопроса на собрании всех поместных церквей, а объединительный собор 15 декабря пока именуют «так называемым».
В списке не высказавшихся – ровно 10 поместных церквей.
- Александрийская -
- Антиохийская -
- Иерусалимская -
- Румынская -
- Болгарская -
- Грузинская -
- Кипрская -
- Элладская (Греческая) -
- Албанская -
- Чешских земель и Словакии -
(Пробелы можно заполнять по мере поступления сообщений).
Глава новой религиозной организации митрополит Епифаний (Думенко) в интервью «Немецкой волне» высказал предположение, что поместные церкви заявят о своей позиции после издания томоса Константинопольским патриархатом. По его версии, первыми ПЦУ признают церкви греческой традиции. А следом и все остальные.
Формально понятия «церкви греческой традиции» не существует. Но эксперты издания УНИАН по различным признакам к таковым отнесли, помимо Константинопольской, Иерусалимскую, Александрийскую, Антиохийскую, Элладскую, Кипрскую и Албанскую. Последнюю, например, на том основании, что ее на данный момент возглавляет грек по национальности.
Однако объективно нет никаких данных, позволяющих делать сколь-нибудь точные прогнозы. А от приблизительных мы обещали воздержаться.
Бестомос, или Афтокефальный ликбез. Часть 1
Бестомос, или Афтокефальный ликбез. Часть 2
Бестомос, или Афтокефальный ликбез. Часть 3
Томос приближается. Автокефальный ликбез. Часть 4
Томос приближается. Автокефальный ликбез. Часть 5
Харьковские депутаты и церковный вопрос. Автокефальный ликбез. Часть 6