Жизнь после томоса. Автокефальный ликбез. Часть 7

2167

5 января 2019-го произошло событие, которое, как минимум, до конца президентства Петра Порошенко будет считаться историческим. В столице Турции Стамбуле глава Константинопольской православной церкви Варфоломей подписал грамоту (томос), в которой говорится о признании со стороны КПЦ недавно созданной Православной церкви Украины и предоставлении ей автокефального статуса.

При подписании присутствовали президент Петр Порошенко, спикер Рады Андрей Парубий, министр иностранных дел Павел Климкин, министр обороны Степан Полторак, министр по делам молодежи и спорта Жданов и… как говаривали в старину, другие официальные лица.

Учитывая, что вопросы, связанные с религиозными предпочтениями, нередко вызывают болезненное восприятие, постараемся ограничиться только фактами, минимизировав часть оценочных суждений.

Для начала – небольшая напоминалочка.

На территории украинского государства функционирует до десятка религиозных организаций, относящих себя к православию. До 15 декабря крупнейшими являлись:

  • Украинская православная церковь (УПЦ, признавалась как каноническая);
  • Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП);
  • Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

Две последние организации не признавались ни одной из 14-ти православных церквей, объединяемых понятием «каноническое православие». В частности, константинопольский патриарх Варфоломей в июле 1993 года заявлял, что признает только одного канонического митрополита Киевского – предстоятеля Украинской православной церкви.

11 октября 2018 года позиция константинопольского патриархата изменилась. Синод Константинопольской православной церкви принял решение о возвращении в церковное общение руководителей УПЦ КП и УАПЦ и их последователей.

15 декабря 2018-го состоялся объединительный собор УПЦ КП и УАПЦ. В результате появилась новая религиозная организация – Православная церковь Украины, которую намеревается признать Константинопольский патриархат и в качестве материнской церкви предоставить ей автокефалию.

Таким образом, на данный момент на территории украинского государства работают предположительно две крупные православные церкви

Ресурс РБК-Украина сообщал со ссылкой на некие осведомленные источники, что УПЦ КП и УАПЦ приняли решение о самороспуске, но на официальных сайтах этих организаций подобная информация пока не содержится.

Но это – частности. Основной вопрос – это признание или непризнание новой религиозной организации иными православными поместными церквями.

На данный момент более-менее четко свою позицию обозначили лишь четыре автокефалии из 14-ти.

Константинопольская церковь. Однозначно признает каноничность ПЦУ, о чем, собственно, и свидетельствует изданный 6 января томос.

Русская православная церковь. Однозначно не признает каноничность ПЦУ. 28 декабря 2018 года синод РПЦ охарактеризовал действия константинопольской церкви на территории украинского государства как антиканоническое и преступное вторжение на каноническую территорию Украинской православной церкви. Собор 15 декабря в РПЦ назвали не каноническим и его результаты не признали.

Украинская православная церковь, которая входит в РПЦ на правах автономии, также заявила о своем неучастии в объединительном соборе и непризнании его результатов.

Сербская православная церковь. Велика вероятность, что данная религиозная организация не признает каноничность ПЦУ. В рождественском послании предстоятель Сербской церкви Илларион отозвался о действиях Константинопольского патриархата крайне негативно: «Одержимые шовинисты-русофобы, предводимые коррумпированными политиками, при «ассистировании» униатов и, к сожалению, при незаконном соучастии Константинопольской патриархии, углубили и расширили существующие расколы и поставили под серьезную угрозу единство Православия в целом».

Вероятность признания ПЦУ чрезвычайно снижается опасениями утраты части канонической территории. На данный момент канонической территорией Сербской церкви считаются все государства, образовавшиеся в результате распада Югославии. Но на территории Черногории и Македонии созданы альтернативные православные церкви, не признанные каноническими. Признание ПЦУ автоматически становится прецедентом для признания черногорской и македонской церквей, что для Сербской церкви является на данном этапе неприемлемым. В общем, на Балканах, как всегда, все запутано.

Польская православная церковь. В некоторых средствах массовой информации сообщалось о том, что Польская православная церковь заявила о непризнании ПЦУ. Но как свидетельствует текст письма митрополита варшавского и всея Польши к константинопольскому патриарху, позиция не столь категорична. В Варшаве придерживаются идеи обсуждения спорного для мирового православия вопроса на собрании всех поместных церквей, а объединительный собор 15 декабря пока именуют «так называемым».

В списке не высказавшихся – ровно 10 поместных церквей.

  • Александрийская -
  • Антиохийская -
  • Иерусалимская -
  • Румынская -
  • Болгарская -
  • Грузинская -
  • Кипрская -
  • Элладская (Греческая) -
  • Албанская -
  • Чешских земель и Словакии -

(Пробелы можно заполнять по мере поступления сообщений).

Глава новой религиозной организации митрополит Епифаний (Думенко) в интервью «Немецкой волне» высказал предположение, что поместные церкви заявят о своей позиции после издания томоса Константинопольским патриархатом. По его версии, первыми ПЦУ признают церкви греческой традиции. А следом и все остальные.

Формально понятия «церкви греческой традиции» не существует. Но эксперты издания УНИАН по различным признакам к таковым отнесли, помимо Константинопольской, Иерусалимскую, Александрийскую, Антиохийскую, Элладскую, Кипрскую и Албанскую. Последнюю, например, на том основании, что ее на данный момент возглавляет грек по национальности.

Однако объективно нет никаких данных, позволяющих делать сколь-нибудь точные прогнозы. А от приблизительных мы обещали воздержаться.

Бестомос, или Афтокефальный ликбез. Часть 1

Бестомос, или Афтокефальный ликбез. Часть 2

Бестомос, или Афтокефальный ликбез. Часть 3

Томос приближается. Автокефальный ликбез. Часть 4

Томос приближается. Автокефальный ликбез. Часть 5

Харьковские депутаты и церковный вопрос. Автокефальный ликбез. Часть 6

Екатерина Павловская