Бестомос, или Афтокефальный ликбез. Часть 3

2272

Вместо эпиграфа

"Если нет у нас медали, значит, нам ее не дали…"

(Устное народное творчество эпохи соцреализма)

Последнее заседание синода Константинопольской православной церкви должно было ответить на вопрос: быть томосу или нет? Поскольку однозначного положительного ответа на этот вопрос не последовало, подконтрольные главе государства специалисты сформулировали промежуточную версию: томос есть, но время для его демонстрации еще не пришло.

«Фактически провозглашена независимость украинской православной церкви. Приняты документы, которые станут публичными - каждый в свое время», - утверждает советник президента Ростислав Павленко.

Но пока история с «предоставлением томоса» зависла в состоянии неопределенности, мы продолжаем восполнение пробелов в познаниях широкого круга читателей в области популярного томосоведения.

О том, что такое «томос», «афтокефалия», как последнюю получить, является ли Константинопольский патриарх начальником для всех всего православия, сколько православных церквей на территории украинского государства и откуда они взялись, мы уже максимально доходчиво изложили в предыдущих материалах.

Бестомос, или Афтокефальный ликбез. Часть 1

Бестомос, или Афтокефальный ликбез. Часть 2

На очереди история о том, почему инициаторам проекта «единая и единственная украинская православная церковь» до сих пор не удается реализовать свои планы.

 

Хроники «томоса»

Как мы выяснили в прошлый раз, история автокефальных устремлений насчитывает не одно десятилетие. Но для экономии времени и места остановимся лишь на событиях последнего года.

19 апреля 2018 года Верховная Рада приняла обращение к Константинопольскому патриарху с просьбой предоставить автокефалию украинской православной церкви. Если оставить за скобками 35-ю статью Конституции, гласящую, что «Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства», то самым проблемным местом послания является отсутствие понимания, какая именно из нескольких православных религиозных организаций должна получить автокефалию.

11 октября 2018 года синод Константинопольской православной церкви принял ряд решений, которые скорее вызвали больше вопросов, нежели предоставили ответов:

- о том, что «Вселенский патриархат приступает к предоставлению автокефалии церкви Украины (опять же, без указания, какой именно религиозной организации из нескольких будет предоставлена автокефалия);

- о каноническом восстановлении в своих иерархических или священнических степенях Филарета (Денисенко) и Макария (Малетича). В масс-медиа появились заголовки «Синод снял анафему с Филарета и Макария», хотя само понятие «анафема» в заявлении не прозвучало, а информация о предании ранее анафеме Макария (Малетича) вообще отсутствует.

- отменялись юридические обязательства Синодального письма от 1686 года, которое предоставляло патриарху Московскому право поставлять избранного собранием клириков и мирян митрополита Киевского. Таким образом, в КПЦ считают «Киевскую митрополию» перешедшей под юрисдикцию Константинопольского патриархата.

 

Киевская митрополия

Здесь необходимо дать краткие пояснения по поводу термина «Киевская митрополия» для понимания мотивации как действия Константинопольского патриархата на территории современной Украины, так и сторон, не принимающих решений КПЦ.

На территориальные очертания и смысловое содержание «Киевской митрополии» определяющее значение оказывала политическая ситуация в восточной части Европейского континента в XIV-XVII столетиях.

Киевская митрополия возникла как новая часть Константинопольского патриархата после 988 года, когда в древнерусском государстве Рюриковичей христианство стало официальной религией.

Во второй половине XIV века земли древнерусских княжеств оказались политически разделенными. Часть территории современной Украины и Белоруссии были завоеваны Великим княжеством Литовским. На европейской части современной Российской Федерации продолжили существование древнерусские княжества и земли, часть из которых входила в сферу влияния улуса Джучи (Золотая Орда).

Сколь ни парадоксально звучит, но Киев отказался оторванным от Киевской митрополии, «столица» которой в тот момент находилась в Москве (в 1325 году митрополит Киевский и всея Руси Петр перенес митрополичью кафедру в Москву).

В 1458 году на землях древнерусских княжеств, оказавшихся под властью Великого княжества Литовского, была создана новая Киевская митрополия, центр которой, впрочем, некоторое время находился в Вильно (современном Вильнюсе). Как видим, политика уже в те годы пыталась «оптимизировать» церковные дела.

Зеленым и светлозеленым цветом обозначена территория Киевской епархии в 1686 год. В ее состав входили части территорий ряда современных государств: Украины, Польши, Беларуси, Латвии. О возвращении под юрисдикцию КПЦ территории, которая ныне входит в состав республики Беларусь, Константинопольский патриархат пока не высказывается

После восстания под предводительством Богдана Хмельницкого и русско-польской войны 1654-1667 годов Киев вошел в состав Русского царства, что поставило на повестку дня вопрос о присоединении Киевской митрополии к Московскому патриархату, получившему к тому времени независимость от Константинопольской церкви. Так в 1686 году появилась грамота Константинопольского патриарха Дионисия и синода о передаче Московскому патриарху права рукоположения Киевского митрополита. Именно та самая грамота, которую в 2018 году патриарх Варфоломей попытался отменить.

 

Хроники «томоса»

26 октября 2018 года патриарх Филарет (Денисенко) заявил о проведении объединительного собора. По факту данное мероприятие должно было ответить на ключевой вопрос: какой организации будет предоставлена автокефалия? Собор пока не состоялся.

 

Что такое «объединительный собор»?

Предполагается, что в объединительном соборе должны принять участие иерархи трех религиозных организаций: двух не признанных каноническим православием (УПЦ Киевского патриархата и УАПЦ) и одной канонической (УПЦ).

Собор должен был избрать предстоятеля новой объединенной религиозной организации и решить все вопросы ее внутреннего устройства. Однако до сих пор собор так и не состоялся. Каноническая УПЦ отказывается принимать в нем участие. А представители Киевского патриархата и УАПЦ пока не достигли договоренности относительно правил и условий будущего совместного существования.

В начале 90-х уже предпринималась попытка объединения неканонических православных организаций. Как мы рассказывали выше, в 1992 году УАПЦ и сторонники Филарета (Денисенко) создали Киевский патриархат, главой которого избрали проживавшего в США митрополита Мирослава (Скрипника). Но после смерти Мирослава в 1993 году УАПЦ вышла из общей организации и продолжила самостоятельное существование. Союз распался.

 

Хроники «томоса»

13 ноября 2018 года состоялся Собор епископов Украинской православной церкви, который заявил, что УПЦ считает решения синода Константинопольского патриархата от 11 октября 2018 года относительно украинского церковного недействительными и такими, которые не имеют канонической силы.

 

Почему УПЦ не признает решений Константинопольского патриархата?

В основе возражений УПЦ против действий Константинопольского патриархата лежат представления об отсутствии единого начальства в православном мире в отличии, например, от католицизма, где главой всех верующих является папа. (Принцип папизма в православии на данный момент отрицается абсолютно всеми поместными церквями).

По версии УПЦ:

- решения синода Константинопольского патриархата от 11 октября 2018 года относительно украинского церковного вопроса являются недействительными;

- решение об установлении юрисдикции Константинопольского патриархата на территории Украины определяется как следствие «спекулятивного трактования церковной истории».

- решение о снятии анафемы и других церковных запретов может принимать только та церковь, которая их применила (поскольку не Константинопольская церковь предавала анафеме Филарета Денисенко, то она не имеет права анафему отменять);

- преодоление церковного раскола, по версии УПЦ, может быть достигнуто одним способом: покаянием представителей альтернативных религиозных организаций, после чего может рассматриваться вопрос об их возвращении или принятии в УПЦ.

- обсуждение спорных вопросов предлагается провести при участии всех 14-ти поместных православных церквей.

 

Так будет ли «томос»?

Как заявил президент Порошенко, в его распоряжении есть данные о том, что объединительный собор состоится в первой половине или в середине декабря. Однако целый ряд вопросов остается нерешенным.

Кто примет участие в соборе? 83 архиерея УПЦ (из 85-ти) пока поддерживают решение собора от 13 ноября, а, следовательно, не собираются принимать участие в объединительной акции. И далеко не факт, что к анонсированному президентом декабрьскому мероприятию позиция изменится.

Признает ли результаты объединительного собора Константинопольский патриархат, если в нем не примет участие каноническая УПЦ? Торопиться ему особо некуда, поэтому вопрос может быть поставлен следующим образом: «Сначала объединитесь, а там посмотрим».

Сколько поместных церквей признают «томос», если такой состоится? То, что мировое православие разделяется, как минимум, на несколько лет (а то и десятилетий) – это уже исторический факт. Составляющая по численности верующих, как минимум, половину православия Русская церковь уже заявила о непризнании «томосов» и «автокефалий» в формате, предложенном Константинопольским патриархатом. Афонские монахи, очевидно, не желающие терять прихожан из Российской Федерации, объявили о том, что не являются подчиненными Константинопольского патриарха.

Прочие 12 поместных церквей могут занять позицию, которую в свое время Лев Троцкий характеризовал как «ни мира, ни войны». То есть не будут выступать против решений Константинопольского патриархата, но и признавать их не станут.

Удовлетворит ли такое положение апологета автокефалии Петра Порошенко и его фоловеров? Можно предположить, что более чем. Для внутреннего пользования «томос» является уже делом бесповоротно решенным вне зависимости от объективной картины мира.

Екатерина Павловская