Харьковские депутаты и церковный вопрос. Автокефальный ликбез. Часть 6

2072

Длительное время оппозиционеры не сходились в рукопашную с представителями власти, что указывало на отсутствие действительно принципиальных вопросов, способных с такой неистовой силой разбросать народных избранников по разные стороны баррикады. Но 20 декабря в парламенте голосовали законопроект, появление которого лет пять назад могло восприниматься лишь на уровне виртуального путешествия в одну из параллельных реальностей.

Не исключено, что новый закон является рекордным по количеству слов в названии – 53. Можно предположить, что авторы пытались уже в заголовке по максимуму учесть все нюансы, чтобы исключить вариативность трактовок («Закон о внесении изменений в Закон Украины "О свободе совести и религиозных организациях" относительно названия религиозных организаций (объединений), которые входят в структуру (является частью) религиозной организации (объединения), руководящий центр (управления) которой находится за пределами Украины в государстве, законом признанном таковым, что осуществило военную агрессию против Украины и/или временно оккупировала часть территории Украины»).

Бестомос, или Афтокефальный ликбез. Часть 1

По факту новый нормативный акт составлен лишь для одной религиозной организации – Украинской православной церкви. Более ни одна из 55-ти действующих на территории украинского государства конфессий под него не подпадают.

(Когда и при каких условиях образовалась Украинская православная церковь – Бестомос. Автокефальный ликбез. Часть 2).

Авторы внимательно прочитали устав Украинской православной церкви и отзеркалили его отдельные части на результат законодательного творчества.

Выделены признаки, согласно которым можно определить принадлежность религиозной организации, действующей на территории украинского государства к иной религиозной организации, действующей за рубежом. Это соответствующее указание в уставе и вхождение представителей украинской организации в заграничную. Действительно в уставе УПЦ указывается, что церковь осуществляет общение с иными поместными церквями через Русскую православную церковь, а митрополит Киевский и всея Украины входит в состав синода РПЦ.

На этом основании законодатель предъявил требования об изменении названия на «Русскую православную церковь» или «Русскую православную церковь в Украине».

Бестомос, или Афтокефальный ликбез. Часть 3

Со стороны выглядит, примерно, как требование паспортистки к посетителю изменить его имя с Тараса на Анастаса (возможны варианты). Но - dura lex, sed lex, как говаривали законотворцы прошлых времен.

Законодательное ноу-хау поддержали 240 депутатов (БПП, «Народный фронт», «Самопомощь», Радикальная партия, «Батькивщина»), что более-менее четко определяет позиции депутатской массы по религиозному вопросу. Несмотря на то, что Украинская православная церковь считается крупнейшей на территории украинского государства, большинство нардепов не являются и, скорее всего, никогда не были ее прихожанами. Обсуждать тот факт, что абсолютное большинство из нардепов, крещенных в православие, проходили данный обряд в Русской православной церкви, вряд ли имеет смысл. А что делать? Других тогда не было. А для персон, несколько раз менявших политическую ориентацию, перемена конфессиональной принадлежности не является значительной проблемой.

Исторические хроники запечатлели уникальный эпизод пасхального посещения Юлией Тимошенко в 2011 году храмов сразу четырех конфессий – Киевского патриархата, УАПЦ, греко-католического и Украинской православной церкви. Возможно, и иные политики поступали точно также (например, действующий глава государства в 2009-м принимал участие в крестном ходе Украинской православной церкви, а спустя девять лет в крестном ходе уже иной религиозной организации УПЦ КП), но они не настолько раскручены, чтобы о них писали электронные медиа.

Иными словами, для современного депутатства и чиновничества религиозный вопрос по большей мере является политическим.

Томос приближается. Автокефальный ликбез. Часть 4

Для первостоличных любителей околополитических новостей, возможно, небезынтересным будут результаты голосования харьковских нардепов, собирательная позиция которых оказалась диаметрально противоположной общей тенденции. Закон о переименовании поддержала одна треть – 7 из 21-го.

«За» высказались Роман Семенуха и Ярослав Маркевич из «Самопомощи», Антон Геращенко и Александр Кирш из «Народного фронта», Михаил Кобцев из БПП, Алена Кошелева из Радикальной партии Ляшко и внефракционный Анатолий Денисенко.

«Против» - два представителя «Оппоблока» Михаил Добкин и Дмитрий Шенцев.

Остальные предпочли отсутствовать: все представители «Возрождения» - Владимир Кацуба, Александр Беловол, Виктор Остапчук, Валерий Писаренко, Дмитрий Святаш, Виталий Хомутынник, Владимир Мисик; Сергей Тригубенко из БПП, Дмитрий Добкин из Оппозиционного блока, внефракционный Евгений Мураев и Александр Фельдман из «Воли народа».

Член фракции «Воля народа» Анатолий Гиршфельд – не голосовал.

На исполнение парламентского решения отводится четыре месяца (возможно, президентская команда не хочет заморачиваться с религиозными обострениями перед выборами, а после всенародного волеизъявления это и вовсе может стать проблемой новых властей). Но не факт, что дела делаются также скоро, как сказываются сказки (аллюзия к народной присказки и не более).

Томос приближается. Автокефальный ликбез. Часть 5

Прежде всего, в законе не упоминается название Украинской православной церкви, а, следовательно, представители УПЦ могли бы просто не заметить прозрачные намеки законодателя. В этом случае доказывать то, что закон имеет отношение именно к УПЦ пришлось бы в суде, который при грамотной деятельности адвокатского корпуса мог бы растянуться на годы.

На данную особенность закона обратили внимание и в информационно-просветительском отделе УПЦ: «Как мы видим, в этом законопроекте речь не идет об Украинской Православной Церкви, но с публичных заявлений известно о намерении применить его к Украинской Православной Церкви в угоду вновь образованному религиозному объединению «Православная церковь в Украине», которое хочет забрать себе это название. В который раз подчеркиваем, что Украинская Православная Церковь является Церковью украинского народа, основанная Собором Украинской Православной церкви и зарегистрирована в соответствии с украинским законодательством, а ее центр находится в Киеве».

По версии УПЦ, новый закон «нарушает право на свободу вероисповедания и дискриминирует по религиозному признаку миллионы верующих граждан Украины, которые принадлежат к Украинской Православной Церкви, а также не соответствует Конституции Украины, Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о защите прав человека и основных свобод», что тоже дает основания для проведения многолетних судебных разбирательств вплоть до обращения в европейские инстанции, если материальные и технические ресурсы это позволяют.

На данном этапе президенту Порошенко предлагается закон не подписывать. Но, воздерживаясь от прогнозов по данной тематике, позволим себе сделать один: он его подпишет. Утраченная в ходе битвы за томос часть перспективной электоральной поддержки уже утеряна безвозвратно. Остается один вариант – отбить часть электората у затомосных политических сил. Шансы невелики, но, как утверждают люди с развитой гражданской позицией, если ничего сделать нельзя, надо хотя бы изображать активность.

Екатерина Павловская