Это был обычный учебный полет Алексея Быченко - третьекурсника Харьковского университета воздушных сил имени Кожедуба, но его парень запомнит на всю жизнь. Событие, которое могло закончиться трагедией, произошло 2 июля.
Напомним, тогда было известно, что в Харьковской области разбился самолет Л-39 с бортовым номером "08", который взлетел с территории Чугуевского военного аэродрома. У учебного самолета отказал двигатель и он упал в поле вблизи поселка Староверовка (Купянский район). Курсант, который был за штурвалом, катапультировался и остался жив.
Лишь спустя месяц тот самый пилот рассказал историю, которую сам пережил, и которая навсегда изменила его жизнь и отношение к ней, сообщает АрміяInform.
Это был 18-й учебный полет 26-летнего Алексея Быченко. Задача была достаточно простая, рассказывает третьекурсник: отработать выход в определенное время на определенную точку.
«Я спокойно долетел до самой дальней точки от аэродрома, прошел ее, развернулся и началось... Панель управления замигала красным, светосигнализаторы не успокаивались, обороты упали, звук потух ... Гадать было нечего: отказ двигателя. Скажу честно: взял себя в руки не сразу. Несколько секунд понадобились на борьбу с собой. Зато за эти секунды я уже продумал несколько вариантов развития событий и четко решил, как буду действовать», - рассказывает Алексей.
Действовать необходимо было радикально, так как до аэродрома было далеко, а под неисправным самолетом были только населенные пункты Харьковской области. Аварийную посадку осуществить в тот момент было невозможно, ведь она обернулась бы человеческими жертвами. Ситуация осложнялась тем, что самолет находился на небольшой высоте в 1800 метров при скорости 450 км/ч.
Курсант-пилот доложил обстановку руководителю полетов. Тот сказал попробовать запустить двигатель в полете. Алексей сделал три попытки, но двигатель так и не "ожил". Но парень твердо решил, что катапультируется лишь тогда, когда самолет покинет территорию населенных пунктов.
«Конечно, значительно безопаснее для своего здоровья мне было бы катапультироваться с высоты 1500 метров... Но как бы я мог потом жить с этим, зная, что позаботился о себе, зато самолет после моего приземления «нашел» какой-то дом или еще хуже детсад?» - вспоминает тот день Алексей Быченко.
Только долетев до большого поля, пилот наконец покинул падающий самолет. Это было на высоте всего в 400 метров - предельно допустимой для катапультирования. Его коллеги на другой стороне радиосвязи с замиранием сердца ждали, пока от Алексея придет весточка, что жив и цел. В это время третьекурсник весь в саже и царапинах, присел на колени и перекрестился, смотря на охваченный огнем самолет.
«Когда отзвонился, услышал крики и аплодисменты... Я видел момент, когда самолет столкнулся с землей и загорелся... Я был близко, даже поток горячего воздуха на себе почувствовал. Самолет упал между двумя деревнями, как раз на ту часть поля, где уже скосили пшеницу. К счастью, ни фермеров, ни техники на ней не было ... Я даже немного упростил работу аграриям, потому что скошенное поле и так должны были сжигать. Начали звонить курсанты с других курсов: "Леха, правда? У вас кто-то прыгнул? А кто?". Говорю: "Не мешай, как раз купол собираю"», - рассказывает Алексей.
После приземления пилот, учитывая близость границы, сорвал все опознавательные знаки. А через несколько минут к нему подбежали местные жители. Они плакали и обнимали парня. Потом приехала «скорая», пожарные, полиция. Осмотрев курсанта и убедившись, что он цел и невредим, его посадили в вертолет для транспортировки в учебную часть. При этом Алексей шутил, спрашивая: «Может, лучше все же на автомобиле?».
Во время полета в учебную часть Алексей постоянно прокручивал случившееся в голове. И сделал выводы, что не зря зубрил «матчасть».
«А начиналось все с детской мечты стать космонавтом, - философски закончил свой рассказ Алексей. - А превратилась она на такую взрослую реальность!».
Возможно, и до звезд молодой герой также со временем долетит, главное, сильно хотеть этого.
Напомним, в 2003 году заместитель командира эскадрильи майор Олег Касьянов и летчик-инструктор капитан Валерий Степанов, рискуя жизнью, чудом посадили неисправный самолет л-39 и предотвратили катастрофу.
Во время планового ночного полета самолета Л-39 в Чугуеве Харьковской области произошло непредвиденное: при выполнении сложного маневра, который предусматривает заход самолета на посадку и, после касания передним шасси летной полосы, опять взлет в небо, экипаж обнаружил неисправность рычага управления двигателем.
Летчики смогли немного сдвинуть рычаг, уменьшив тягу двигателя, и немедленно доложили об аварийной ситуации руководителю полетов подполковнику Александру Козирцу. По словам специалистов, в подобной ситуации даже днем посадить самолет крайне сложно. Ведь для полной остановки машины после приземления необходимо уменьшить тягу двигателя до минимальных оборотов - а это невозможно было сделать, поскольку рычаг управления двигателем не работал.
Проблему помог решить подполковник Валерий Буц, который в это время находился в воздухе и отслеживал ситуацию по радиоэфиру: он подсказал экипажу аварийного самолета после приземления перекрыть пожарный кран подачи топлива и таким образом остановить двигатели.
За этот подвиг Олега Касьянова и Валерия Степанова, офицеров учебной авиабазы Харьковского института Военно-воздушных сил Украины имени Ивана Кожедуба, наградили орденами «За мужество» третьей степени. Кроме того, согласно приказу начальника Харьковского института Военно-воздушных сил Украины Валерий Степанов и Олег Касьянов были поощрены денежными премиями в размере 1000 гривен, Валерий Буц - 500 гривен.
Опыт харьковских летчиков Олега Касьянова и Валерия Степанова, посадивших аварийный самолет, теперь изучают все курсанты летных военных вузов Украины.