На Харьковщине во всех объединённых территориальных громадах новоизбранные депутаты должны до 20 декабря провести сессии, а до конца года принять бюджеты на следующий год. На подготовку осталось не так много времени, но затягивание принятия законов, которые регламентируют работу райсоветов и советов ОТГ после укрупнения, может вообще привести к коллапсу в работе вновь созданных громад. Об этом заявил президент Украинской ассоциации районных и областных советов, председатель Харьковского облсовета Сергей Чернов, - сообщает пресс-служба облсовета.
Чернов напомнил, что еще 17 ноября Верховная Рада приняла законопроект №3651-д, который вносит изменения в ряд законов относительно работы громад и местных администраций, регламентирует переход от старых советов к новым. Однако до сих пор закон на подписи у президента и окончательного текста нет.
Кроме того, законопроект №4100, который вносит изменения в Бюджетный кодекс в части наполнения бюджетов укрупненных районов, только рассмотрели на профильном комитете.
«Это большая проблема и несостоятельность работы правительства. Есть постановление ВРУ, которое обязывает правительство принять соответствующие нормативные акты и привести их в соответствие с теми решениями, которые они приняли. Верховная Рада дала срок - до двух месяцев, и такие документы до сих пор не появились. Речь идет обо всех изменениях, которые рассматриваются сейчас - и закон №3651-р, и №4100, они должны были быть рассмотрены до выборов, чтобы руководитель, который баллотировался, понимал свою ответственность и полномочия», - сказал Сергей Чернов.
По его мнению, первые сессии райсоветов необходимо проводить только после того, как закон №3651-д будет подписан, а бюджеты принимать в два этапа.
«Я бы порекомендовал сначала утвердить бюджет по защищенным статьям, а к бюджету развития вернуться в феврале», - отметил Чернов.
По его словам, есть еще одно «узкое место» для бюджетов укрупненных районов в законопроекте №4100, в котором предполагается, что вновь созданные райсоветы будут получать налоги исключительно от коммунальных предприятий и их доходов.
«Приведу пример Кегичевского района. Один район - одна громада. Он по факту, если примут этот законопроект в таком виде, получит прибыли где-то 500 тысяч гривен в год. А только на содержание и работу районного совета необходимо около двух миллионов гривен. А речь идет о работе больниц, архивов, учреждений социальной защиты, сохранения памятников архитектуры, работы спортивных комплексов, которые еще не переданы в громады. И 2 или 5 января переданы не будут», - сказал Сергей Чернов.
Выходом из ситуации может стать поправка народного депутата Дмитрия Люботы, которая касается наполнения бюджетов новых районов постоянными налогами.
«Это нужно хотя бы на переходный период, один бюджетный год, пока не определятся громады, чтобы мы не закрыли больницы, дома социальной защиты, дома культуры, объекты спорта. Если не будет опубликован закон №3651-д и не будет внесена поправка депутата Люботы в законопроект №4100, то ситуация, безусловно, по всей стране станет критической со 2 января 2021 года. Там, где маленькие громады, будет коллапс, этого нельзя допустить», - подчеркнул председатель облсовета.
Напомним, Верховная Рада 17 ноября 2020 года одобрила законопроект №3651-д о реорганизации громад и районов.
Ассоциация органов местного самоуправления Харьковской области уже направила свои предложения в Верховную Раду, и профильный комитет парламента начал готовить проект закона относительно корректировки нумерации созывов местных советов.