Харьковский эксперт рассказал, почему не получилось внедрить электронные учебники в школах

948

В Украине приостановили пилотный проект по внедрению в школах электронных учебников. Причина – учебные пособия для детей оказались низкого качества.

«Я лично пересмотрела все эти учебники - это ужас, который надо спрятать и больше никому не показывать. Я не могу допустить, чтобы такое закупалось за публичные средства и попадало в школы. Это нельзя назвать электронными образовательными материалами - это просто какие-то pdf-ки, к которым где-то пристроили звук, где-то фигурку, которая движется, и пытаются нам продать за миллионы гривен», - заявила министр образования и науки Украины Анна Новосад.

В дальнейшем эксперимент по внедрению электронных учебников будет возобновлен. Сейчас разрабатываются нормативные документы и новые требования к экспертизе учебных материалов.

По словам гендиректора издательства «Ранок» Виктора Круглова, в своем заявлении Новосад во многом права. Однако причина провала эксперимента с электронными учебниками в том, что с издателями не было «обратного контакта», то есть разработчики были вынуждены полагаться лишь на себя.

«Я не просто знаком с этими учебниками, мы принимали участие в их разработке. В 2018 году Институт модернизации содержания образования (ИМСО), который относится к Министерство образования и науки, объявил конкурс на электронный учебник, но не были определены точные параметры. Сказали, что цифровой учебник должен обеспечивать обратную связь учителя и ученика. То есть, чтобы, когда ученик делал домашнюю работу, учитель мог увидеть, насколько хорошо ребенок ее сделали, как прошли тесты, на каком уровне находится школьник. Задумка в общем хорошая. И эта обратная связь должна была осуществляться через национальную образовательную платформу. Но она не заработала, и разработчикам пришлось извращаться, чтобы хоть как-то обеспечить эту обратную связь», - прокомментировал ситуацию «Город Х» гендиректор издательства «Ранок» Виктор Круглов.

В результате, конкурс на производство и поставку электронных учебников в 2018 году отменили. На следующий год его объявили заново, но на другие учебники. Разработчики вновь подали свои предложения, но уже с меньшим энтузиазмом. И опять конкурс был отменен.

«Грубо говоря, все разработчики, издатели электронных учебников за два года не получили ни копейки. Да, электронные учебники не совершенны, но тут еще есть роль ИМСО, потому что в некоторых школах, принимавших участие в пилотном проекте, даже не открывал эти учебники. Они их получили, но не открыли и не дали нам, разработчикам, обратную связь – что там не так, что должно быть сделано. От учреждения, которое должно было заниматься реализацией проекта, не было вообще никакой методической помощи», - объяснил Виктор Круглов.

И теперь, говорит гендиректор издательства «Ранок», если конкурс будет объявлен в третий раз, то «мы десять раз подумаем, стоит ли нам принимать участие».

«Разработать электронный учебник – это дорого. Представьте, на каждый параграф должно быть видео и аудиообъекты, интерактивные штуки. А мы даже не знаем, на какую сумму мы должны рассчитывать, - отметил Круглов. - Нужно понимать, что дешевым и одновременно хорошим электронный учебник не получается. В учебнике должно быть несколько сотен видеофильмов на образовательную тематику, чтобы детям было интересно».

Многие современные дети лучше воспринимают информацию на слух, поэтому учебник должен объединять в себе контент для чтения и аудиоконтент, который можно будет переключать по необходимости. Также в учебнике обязательно должна быть обратная связь с родителями, учителем и учеником, чтобы можно было отслеживать, как ребенок выполнил домашнее задание.

Не следует забывать и том, что в учебнике должны быть интерактивные вещи – видеофрагменты, какие-то мультики, ссылки на полезные ресурсы (ред. – авторизованные сайты) в интернете.

«Учебник должен быть систематизированным, соответствующим программе и самое главное - интересным для ребенка. Его можно сделать ярким и красочным. Например, решил ребенок правильно задачку - получил какой-то бонус. Это может быть какой-то герой мультяшный, которого можно будет развивать, покупать одежду или еще что-то. Или решил задачку – три минуты играйся. Таким образом можно сделать так, чтобы ребенок курс математики годовой прошел за месяц. Конечно, если ему это интересно. То есть цифровое обучение может резко ускорить образовательный процесс, но тут одно но – наши учителя не готовы, для них не оборудованы рабочие места, чтобы они могли вести урок, используя интерактивные панели», - резюмировал гендиректор издательства «Ранок» Виктор Круглов.

Читайте также: