Последние годы украинские медики все чаще диагностируют у детей так называемое расстройство аутического спектра – попросту говоря, аутизм. Тем не менее, официальная статистика по этому заболеванию в Украине отсутствует. По словам специалистов, посчитать аутистов сложно по одной причине – слишком затруднена диагностика болезни.
Впрочем, МОЗ отчитывается: число детей-аутистов постоянно растет. Если в 2005 году их было около 700, то в 2010 количество подобралось к 2000 человек, а к началу 2016-го – и вовсе превысило 5000.
Эксперты утверждают, что на самом деле их гораздо больше. Во всем мире количество аутистов на сегодня составляет в среднем 1-2 % детского населения. Так, исходя из того, что в Украине 7,6 млн несовершеннолетних, теоретически аутизмом могут страдать до 76 000 детей.
В Харьковском специализированном центре для детей с особенностями развития «Ладо» говорят: чем раньше родителям удается заметить, что их ребенок не такой как все – тем проще его социализировать.
«К сожалению, из-за неосведомленности родители начинают метаться, бегать по специалистам, которые не могут компетентно выстроить комплексное лечение, и теряют драгоценное время. Ключевые признаки таковы: ребенок не указывает пальцем на предметы, играет необычными предметами - ленточками, волосами, палочками, выкладывает их в ряд. Многократно цитирует отрывки из книг, реклам, фильмов – и это основное проявление речи. Внезапно потерял навыки речи или социального общения в любом возрасте. Гиперактивен и невнимателен, не реагирует и не откликается на свое имя, хотя слух в порядке. Странно реагирует на прикосновения, звуки, свет. Например, любит включать - выключать свет в комнате, невозможно оторвать его от этого занятия, или долго и непрерывно может крутить колесо у машинки. Если родители заметили эти тревожные звоночки у ребенка, обязательно нужно пройти такую цепочку специалистов: педиатр – невропатолог – психолог – психиатр. Последний должен выставить диагноз», - рассказала "ГХ" психолог центра Оксана Трушик.
По ее словам, в работе с такими детьми очень важно научить их доносить до родителей свои желания без истерик. А родителям объяснить, что особенности поведения чад – это не капризы.
«Мы сейчас не говорим о детях-аутистах, которые впоследствии становятся гениями – таких в мире очень мало. Речь идет о том, чтобы научить человека контактировать с социумом и обслуживать себя. Во многих случаях, когда родители приводят к нам ребенка в возрасте до трех лет, эффект достигается достаточно быстро, через пару месяцев уже видны результаты. А спустя какое-то время малыш может пойти в детсад или общеобразовательную школу. Да, он будет немного отличаться от всех, зато будет в контакте со сверстниками», - объясняет Трушик.
Психолог рассказывает: в Харькове существует всего пара развивающих центров, которые занимаются детьми-аутистами. В их заведении обучается более 80 детей от 4 до 14 лет – харьковчане, жители области и других городов Украины.
«Очень важно предоставить комплексную помощь с участием невропатолога, генетика, плюс специальные корректирующие программы от нашего центра. В каждом случае индивидуальный подход», - говорит Оксана Трушик.
Кому-то можно скорректировать поведение с помощью диеты, работы с дефектологом и логопедом. Другим поможет встряхнуться иппо- или дельфинотерапия. Особо эффективна стимуляции мозга звуковыми волнами, когда ребенку предлагают послушать специальную музыку, обработанную в определенных частотах. Существует коррекция поведения с помощью так называемой АВА-терапии, работа с пэкс-карточками для развития речи, методика сенсорной интеграции.
На сегодня существует масса эффективных методик помощи особенным детям. К примеру, в городском Центре обращения с животными предлагают свой метод реабилитации – канистерапию (метод лечения и реабилитации, с использованием специально отобранных и обученных собак).
«У нас прошло несколько занятий в рамках проекта «Канистерапия в Харькове». Дети, которые на первом занятии бились в истерике при виде собаки, уже на третьем стали тайком ее рассматривать. Те, кто в принципе не шел на контакт с нами как людьми посторонними, теперь разрешает брать себя на руки. Были дети, которые на первом занятии не могли сказать слова «да» или «на», а уже на втором занятии стараниями нашего психолога Алины и терапевта - золотистого ретривера Эдки - выдавали эти слова без трудностей, знали в какой ситуации ими пользоваться и какие жесты подходят под эти слова», - поведал "ГХ" кинолог ЦОЖ Петр Полященко.