В рамках проекта "Харьковская сирень P.S." состоялся очередной показ ранее запрещенных украинских фильмов. Так, 28 ноября в информационно-выставочном центре "Бузок" люди собрались, чтобы познакомится с работой режиссера Юрия Ильенко «Криниця для спраглих» (1965 год).
Как отметила сопредседатель оргкомитета Международного кинофестиваля «Харьковская сирень» Виктория Маренич, такие кинопоказы помогают не только не забывать историю нашего кинематографа, но и использовать наработки гениев кино для создания новых шедевров. По ее словам, в Харькове люди очень берегут и интересуются историей, а история кино – это всегда очень интересно и познавательно.
«Мы уже второй раз показываем ранее запрещенные фильмы. У людей большой интерес к украинским фильмам, особенно 60-х годов. Как правило, молодые люди не знакомы с историей украинского кинематографа, а им было бы очень полезно эти фильмы посмотреть. Например, на первом показе мы смотрели фильм «Тени забытых предков» Сергея Параджанова, там просто шикарная работа операторов. И если бы кто-то сказал, что это наши современники такое сняли, то никто бы и не удивился. Фильм был создан еще в 1964 году, и операторская работа на высочайшем уровне. Поэтому не случайно Параджанов предложил Юрию Ильенко снять свою собственную картину, и он последовал этому совету. В 1965 году вышел его фильм - "Криниця для спраглих"», - рассказала «ГородХ» сопредседатель оргкомитета Международного кинофестиваля «Харьковская сирень», руководитель ОО «Международный кинофестиваль «Харьковская сирень» Виктория Маренич.
Традиционно перед просмотром фильма известный харьковский киновед Владимир Миславский рассказал о самых захватывающих фактах, связанных с кинокартиной.
«Фильм был очень верно трактован украинским правительством. Именно поэтому он и был запрещен к показу. Все дело в том, что Юрий Ильенко был антисоветчиком. В его фильме, есть кадры, когда в углу под рушником был портрет офицера императорской армии, а ведь картина была снята во времена, когда на этом месте могли быть или иконы, или портреты советских лидеров. Еще один момент – это то, как Ильенко показал колхоз. Это был своеобразный протест. Ведь колхоз – это были своего рода тюрьмы. Люди не всегда получали деньги, а им насчитывали так называемые трудодни; у них могли забирать паспорта, чтобы они не уехали. Соответственно, он показал такой колхоз, откуда люди бегут», - рассказал киновед Владимир Миславский.
Кроме того, говорит киноэксперт, в фильме Юрия Ильенко «Криниця для спраглих» можно проследить параллель с режиссером Александром Довженко.
«Образ деда, который есть в фильме Ильенко, очень похож на подобный образ в фильмах «Арсенал» и «Звенигора» Александра Довженко. И, конечно же, мотив жизни и смерти для своей картины Ильенко взял именно из творения Довженко - фильма "Земля". Там целые кадры взяты, например, колосящаяся рожь или пшеница, дождь и яблоки. Все эти поэтические кадры Ильенко взял из творчества Довженко», - подчеркнул Владимир Миславский.
Как рассказала одна из зрительниц Наталья, кинокартина трогает до глубины души.
"То, что фильм черно-белый, это лишь добавляет ему еще больше лиризма и доброты. Раньше как-то не интересовалась, но оказалось, что этот фильм долгое время считался неправильным в своих суждениях, из-за чего он долгие годы пылился на полках. К счастью, его выпустили на больших экранах. После просмотра фильма у меня возникло непреодолимое желание позвонить родителям, а еще лучше поехать к ним в гости", - поделилась харьковчанка Наталья.
Напомним, что последний фильм из курса лекций о запрещенном украинском кино будет продемонстрирован 12 декабря. Это будет картина «Пропала грамота» (1972), сценаристом которого выступил Иван Драч.
К слову, как сообщила руководитель ОО «Международный кинофестиваль «Харьковская сирень» Виктория Маренич, на одних кинопоказах курс лекций «Запрещенное украинское кино» не закончится. Уже в январе 2020 года всех любителей кинематографа ждет небольшой сюрприз.
«Мы сейчас ведем переговоры с одной из украинских актрис, которая снималась в фильме Сергея Параджанова и имела определенное отношение к Юрию Ильенко. В общем, ее личность мы пока раскрывать не будем, сделаем из этого определенную загадку, - поделилась с «ГородХ» идеей Виктория Маренич. – Между Старым новым годом и Крещением - это такая сказочная неделя, на которой исполняются желания. После первого фильма ко мне подошли люди и сказали: «вот бы увидеть». И я согласилась. Ведь все желания исполняются в первые дни Нового года».
Фото: ГородХ