«Харьковское дело». Гастроли с криминалом

3244
В конце мая 1978 года в Харькове произошло событие настолько знаковое для горожан, что спустя несколько десятилетий по мотивам данного события был установлен памятник. Речь идет о концертах Владимира Высоцкого с 27 по 30 мая.

Популярных артистов и исполнителей в стране было много, даже таких, которые собирали стадионы, но слава полузапрещенного барда создавала вокруг выступлений Высоцкого неимоверный ажиотаж.

Концертный график был примерно, как у стахановской бригады угледобытчиков – три концерта в день во Дворце спорта плюс еще концерты в Театре музыкальной комедии на улице Карла Маркса (сегодня - Благовещенской).

То есть в целом состоялось порядка двух десятков концертов и каждый раз залы были забиты до отказа. Успех был полным.

И конечно же, хороший скандал способен только повысить интерес к событию. Харьковские гастроли стали поводом для начала уголовного расследования, которое хоть и не особо афишировалось в прессе, но тем не менее осталось в летописях как крайне любопытный исторический факт.

Советская система хозяйствования, в том числе и в сфере развлечений, не предполагала получения звездами шоу-биза многомиллионных доходов как в наши дни (оговоримся, далеко не все исполнители настолько востребованы публикой, но мы же говорим о звездах первой величины, к каковым в свое время относился Владимир Высоцкий).

Официальная ставка Высоцкого за выступления составляла 11 рублей 50 копеек. Потом она возросла до 18 рублей.

То есть за участие примерно в двух десятках харьковских концертах артист за четыре дня получил бы 360 рублей. Примерно столько зарабатывал непьющий работяга на заводе за два месяца (и это обеспечивало примерно такой же уровень жизни, как и представителю категории наемных работников со средней зарплатой в 2020 году; с тех далеких пор мало что изменилось).

То есть, популярные актеры даже исключительно официально зарабатывали в разы выше среднего уровня. Но жесткие ограничения, как правило, порождают желание оные обойти.

Один из вариантов увеличить заработки – проведение сборных концертов, когда по факту выступал один артист, а оплата выделялась на нескольких.

Второй вариант – занижение количества зрителей. Продав 1000 билетов, можно было отчитаться о продаже 500, составив фиктивный акт на уничтожение билетов непроданных. Часть средств шла на оплату актеров, у которых в противном случае не было бы интереса участвовать в концертных программах.

Понятное дело, что в подобных схемах задействовалось большое количество людей, а организацией занимались «профессионалы» - импресарио актеров или, как сказали бы сегодня, продюсеры.

Харьковские гастроли Высоцкого организовал некий Владимир Гольдман. Следствию лишь удалось доказать, что в концертах вместе с Высоцким должен был выступать закарпатский ансамбль «Музики», но его выступление было фиктивным. Гонорар уходил налево. Гольдман был осужден на три года. Наказание оказалось не жестким. По статье 84 УК УССР (хищение госимущества) могли дать и пятнадцать лет.

Актеров в подобных случаях не преследовали, очевидно, стремясь избежать широкого резонанса.

Следует отметить, что харьковские гастроли не были исключительными. Спустя год, в 1979 году по мотивам выступлений Высоцкого возникло еще более громкое «Ижевское дело». Организатором гастролей был один из наиболее ловких импресарио тех времен Василий Кондаков, к которому «советский суд, самый гуманный в мире» подошел со всей строгостью, прописав 10 лет лагерей.

С точки зрения сегодняшнего дня «Харьковское дело» и ему подобные выглядит нелепым. Но у каждого времени свои правила. И то, что сегодня представляется паранормальным, может стать нормой несколько лет спустя.

Читайте также: