Зачем нужен передел границ в Харьковской области

16912

Тема передела границ районов в Харьковской области вновь вернулась в информационное пространство. Децентрализация, не дав практически никаких заметных для среднестатистического гражданина изменений (во всяком случае, к лучшему), просто обязана приобрести некую условную осязаемость. Сторонний наблюдатель должен получить возможность рассмотреть ее хотя бы на карте.

В течение последних полутора-двух лет ведутся разговоры об укрупнении районов Харьковской области. На днях был опубликован новый проект административно-территориального передела – вместо 27 существующих на данный момент районов предлагается создать – 7 (см. «Как изменится карта Харьковской области: обнародован новый проект»).

Естественно, у жителей Харьковской области, да и Харькова тоже (пусть не у всех 2,7 миллионов, но у многих) возникают некоторые дополнительные вопросы:

  • почему именно таким образом следует производить передел?
  • какие преимущества это принесет жителям области?
  • можно было бы еще поставить вопрос о затратах на переустройства, но как говаривал в подобных случаях герой культовой комедии: «Не мелочись, Наденька». Для хорошего дела ничего не жалко.

Почему семь?

Число «семь» применительно к количеству районов Харьковской области было отнюдь не единственным вариантом.

В июле 2019 года обсуждалось создание четырех районов с центрами в Харькове, Купянске, Изюме и Лозовой. Подобный вариант предлагало Министерство регионального развития (см. «В Кабмине придумали, как переделить Харьковскую область»).

В январе 2019 года рабочая группа при Харьковском облсовете предлагала сократить количество районов с 27 до 9 (см. «В Харькове придумали, как переделить область»).

А в конце 2018-го в Кабинете министров виделось, что на Харьковщине районов может быть 6 (см. «Как поделить Харьковскую область?»)

Как можем заметить, помимо того, что в народных традициях число «семь» является или магическим, или оптимальным (семь самураев, семь гномов, семеро козлят, цветик-семицветик, великолепная семерка и так далее), у семерки нет никаких преимуществ перед числами 4, 6 и 9.

То есть на вопрос «Почему именно семь?» можно ответить вопросом: «А почему бы и нет?»

Что получат громады?

Конечно же, ключевым вопросом децентрализации является не количество районов, а то, какие преимущества получат громады.

Какой круг значимых для области и районов вопросов граждане смогут решать самостоятельно без указаний сверху? Нет ответа.

Увеличатся ли поступления в бюджет? В качестве примера можно сравнить бюджет Харьковской области в целом за несколько лет:

  • 2013 год - 5,034 млрд грн., или 630 млн долларов;
  • 2019 год – 13,4 млрд грн., или 495 млн долларов.

Как можно заметить, увеличение незначительное и измеряется отрицательными величинами.

В качестве одного из серьезных аргументов приводилась возможность аккумулирования средств.

Например, три громады имеют бюджеты по миллиону, и они не в состоянии решить проблему стоимостью в три миллиона. После объединения трех бюджетов в один решение такой проблемы становится по силам. Это примерно то же самое, что заключать брак ради увеличения семейного бюджета (при условии, что оба супруга имеют доход), хотя и последнее достаточно часто случается.

Если же возводить идею аккумулирования денежных средств в абсолют, новый административно-территориальной передел более напоминает действия персонажей широко известной басни Ивана Андреевича Крылова «Квартет». Но как говаривали в прежние годы позитивно настроенные наблюдатели, созерцая подожженные покрышки на столичных улицах: «Ребята хоть что-то делают…»

Дмитрий Михайлов