«Мовные инспекторы»: как это будет работать

4520

Пока электоральные активисты с той или иной степенью воодушевления аплодировали отмене депутатской неприкосновенности и закону об импичменте, актуальщина подкралась с неожиданной стороны. Медленно, но верно в повседневную реальность внедряется институт «уполномоченного по защите государственного языка» (также можно услышать применительно к данной должности иные определения – «языковой омбудсмен», «мовный инспектор» или с явной негативной коннотацией «шпрехенфюррер», но данные понятия являются не официальными и не вполне корректными).

Введение данной должности предусмотрено Законом «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». Не столь давно должность была персонифицирована в особе экс-нардепа от сошедшего с политической арены проекта «Народный фронт» Тараса Кремня. А это означает, что в ближайшее время данная институция приступает к работе, что закономерно порождает вопрос: как деятельность уполномоченного будет реализовываться на практике?

Уполномоченные и его представители

«Языковым законом» предусматривается обязательное (не рекомендательное, а директивное) использование государственного языка абсолютно во всех сферах кроме религиозной и бытовой. Основной обязанностью уполномоченного является мониторинг выполнения и привлечение нарушителей к ответственности. Но поскольку страна большая, и одному человеку за всем не усмотреть, уполномоченный назначает своих представителей на местах (статья 49, часть 6).

К вам пришел уполномоченный

Уполномоченный и его представители имеют право требовать копии документов от любых учреждений, коммерческих предприятий, политических и общественных организаций (кроме религиозных) для экспертизы.

Уполномоченный и его представители также имеют право присутствовать на любых заседаниях в органах власти и контролировать соблюдение закона о государственном языке. Проще говоря, следить за тем, чтобы все участники заседаний выступали на государственном языке. Если кто-то использует иной язык, уполномоченный или его представитель зафиксирует нарушение.

По результатам контроля составляется акт с описанием выявленных нарушений (статья 56, часть 2).

Наказывать будут штрафами

За первое нарушение предусматривается предупреждение. Повторное в течение одного года нарушение одним должностным лицом или одним учреждением норм «языкового закона» будет караться штрафом в размере от 1700 до 3400 гривен (статья 188).

На недержавном – лучше дома. Языковой ликбез

Если же повторное в течение года нарушение закона выявлено в субъекте хозяйствования (магазин, парикмахерская, ателье мод, обувная мастерская или любое иное коммерческое предприятие), то сумма штрафа составит от 1700 до 6800 гривен (статья 57).

Жаловаться сможет любой желающий

Каждый гражданин, заметивший либо выявивший неисполнение «языкового закона», может направить жалобу уполномоченному или его представителю.

Поводом для жалоб может послужить использование иного языка кроме государственного любым представителем государственной или коммерческой структуры (госслужащий, депутат, школьный учитель, врач, водитель или кондуктор трамвая, продавец, кассир в магазине, парикмахер и так далее; статья 54).

Использование иных языков допускается в торговой сети, сфере обслуживания, медицине по просьбе клиента или пациента. Но если клиент или пациент заметил использование иных языков без подобной просьбы, то может смело приступать к написанию жалобы.

Также жалобу можно направлять при выявлении документов, которые составлены на негосударственном языке, или же в случае, когда жалобщик мотивированно считает, что государственный язык, на котором составлен документ, не соответствует стандартам, и это сделано умышленно.

(Стандарты государственного языка в соответствии с законом, будет устанавливать специальная Национальная комиссия, статья 43. Как будет определяться факт умысла в несоответствии стандартов в законе не указывается, не исключено, что на глаз).

Жалоба может быть подана в течение 6-ти месяцев с момента фиксации нарушения.

Что необходимо для составления жалобы?

Для составления жалобы потребуется совсем немного. Жалобщик должен указать свои фамилию, имя и отчество, свое место проживания и изложить суть жалобы. Письменная жалоба должна иметь число и подпись.

При подаче жалобы в электронном виде подпись не требуется (статья 55).

Но, если жалоба не содержит обоснования, уполномоченный оставит ее без рассмотрения.

***

Как видим, все гениальное просто. Даже коррупционные риски не отличаются затейливостью и вряд ли превосходят подобные явления, имеющее место в работе иных контролирующих органов. Вряд ли есть основания предполагать, что «мовные инспекторы» окажутся менее сговорчивыми, нежели пожарная служба или санэпидемстанция.

Позицию нового правящего кабинета по поводу «языкового закона» на днях с достаточно четкой определенностью высказал министр культуры Владимир Бородянский: «Что касается языка, то я считаю, что есть закон о языке, который надо выполнять. И я пока не вижу причин, чтобы анонсировать какие-то изменения в этот закон».

Ноу-хау от Минобраза: языки разделили на категории

Екатерина Павловская