Коронавирус плюс олигархизация всей Украины

2255

Вряд ли найдется человек в стране, не слышавший фразу «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Для планирующих в ближайшее время принять участие в конкурсах эрудитов напомним, что данная фраза фигурирует в романе Ильфа и Петрова «12 стульев». Но ценность ее состоит не только в этом. В современных отечественных реалиях утопающих смело можно заменять на кого угодно – погоревших, потерпевших, пострадавших, заболевших и любые иные категории граждан, предоставленных в полное собственное распоряжение.

Распространение коронавируса COVID-19 по планете (а как все понимают, отдельного глобуса для Украины все-таки не существует) – один из мощнейших вызовов, столкнувшись с которым государственный аппарат пытается умыть руки с той же тщательностью, с какой это рекомендует знаменитый доктор Комаровский всем и каждому.

Регионы раздали в кормление?

Жирнейшей росписью государства в неспособности противостоять кризисным ситуациям можно считать «раздачу» областей в кормление (в официальной риторике используется более застенчивое слово «кураторство») представителям крупного капитала, именуемых в политическом обиходе олигархами.

Режим чрезвычайной ситуации в Харьковской области: для кого, для чего

Названные президентом 12-13 миллиардов гривен, необходимых для преодоления пандемии коронавируса, даже для такого бедного государства как украинское – не такая уж и большая сумма, как может показаться на первый взгляд. Государственный бюджет на 2020 года был утвержден в размере 1,1 триллиона гривен. То есть средний уровень поступления налогов и сборов должен составлять 3 миллиарда в день, 90 миллиардов в месяц. Но государственные институты не в состоянии обеспечить обеспечивать поступления в бюджет. Но данным, которые активно распространяют приглашенные эксперты в телеэфирах, недоимка за первый квартал 2020-го составляет 67 миллиардов.

Тоталитарные, авторитарные и деспотические государства применяли различные механизмы прямого или косвенного отжима средства у сверхобеспеченных господ. В государстве демократическом, едва ли не на 100% зависящеем от вышеуказанной категории граждан, ни о чем подобном не может быть и речи (даже за продажу всего запаса медицинских масок за рубеж никого не удастся прихватить, ибо все же было сделано по закону).

Любые действия бизнеса предполагают получение прибыли  или  сверхпрбыли (иначе бизнес перестает быть бизнесом). А следовательно, закономерен вопрос: что отечественные олигархи получат взамен? Расширение контроля над различными отраслями народного хозяйства, усиление политического влияния на региональном уровне, право участия в назначениях должностных лиц в органах госвласти и местного самоуправления? (Хотя у некоторых существует предубеждение, что и ныне всеми этими правами олигархат пользуется достаточно широко).

Жодного сепаратизма, жодного феодлизма

Наиболее пессимистично настроенные эксперты начали прогнозировать возврат к временам феодализма и запуск процессов окончательной дефрагментации страны на основе перекрытия административных границ  и усиления политического влияния отдельных сверхбогатых граждан в изолированных регионах.

Транспортный кризис в Харькове: коронавирус бывает только в метро

Подобные суждения во многом основаны на непонимании некоторых признаков феодализма и недооценки олигархических аппетитов.

При феодализме на войну отправлялись в первую очередь представители управленческого класса, а никак не рабоче-крестьянского, как ныне. Так что переживать особо не стоит – буржуазный уклад социальных отношений останется непоколебимым.

Развитие олигархического сепаратизма также  вряд ли имеет отношение к реальным угрозам. Разделение – в режиме «раз и навсегда» - регионов между представителями олигархата автоматически сужает кормовую базу для каждого из них. Но внутривидовую борьбу пока еще никто не отменял, поэтому рискованное стремление к тому, чтобы получить все, гораздо острее желания довольствоваться гарантированным малым. Так что единству ничего не угрожает. Во всяком случае, со стороны неформальных наместников.

Впрочем, и ожидать какого-то позитивного эффекта от «кураторства» вряд ли стоит. Несколько тысяч медицинских масок, когда необходимы миллионы единиц защитных средств, и несколько аппаратов искусственной вентиляции легких, когда их необходимо тысячи, никоим образом не решают проблему.

Пришло время делиться?

Согласно народной поговорке, в условиях тотального отсутствия счастья, даже несчастье может быть в помощь. Казалось бы, условия пандемии предоставляют право применить жесткие меры к зарплатной вакханалии в среде госслужащих и руководителей государственных предприятий. Но, видимо, испуг представителей исполнительной власти перед грядущим обвалом всего и вся настолько синен, что ежовые рукавицы никак не надеваются на дрожащие руки.

100 миллионов гривен, по данным президента Зеленского, государство выделит на преодоление распространения коронавируса (примерно 0,8% от упомянутых выше 12-13 миллиардов). На этом фоне продление контракта с Андреем Коболевым в качестве руководителя «Нефтегаза» с четырехлетним окладом, по версии народного депутата Рабиновича, 800 миллионов выгляди явным диссонансом.

По данным, опубликованным первым секретарем Национального союза журналистов Украины (НСЖУ) Линой Кущ, ежемесячная зарплата генерального директора "Укрпочты" Игоря Смелянского в 2020 году будет составлять 1,9 млн гривен.

По данным «Українських новин», заработная плата руководителя государственного предприятия «Укрзалізниця» составляет порядка 800 тысяч гривен в год.

На содержание Офиса президента в 2020 году потратят около 1 миллиарда гривен. На содержание Верховной Рады – еще 2 миллиарда гривен.

И если ранее эти цифры были по большей части предметом легкого возмущения в электоральной среде, где уже постепенно выработался иммунитет к тотальной социальной несправедливости, то в условиях пандемии – это сотни, а возможно и тысячи человеческих жизней.

Заявление президента Зеленского в адрес олигархата «страна долго вас кормила, пора и вам помочь стране» в полной мере могли бы быть адресованы и к депутатско-чиновнической массе, но пока последние в категорию тех, кому следовало бы затянуть пояса, тоже не попадают.

Депутат от одной малочисленно фракции с барского плеча пожертвовали по одной месячной зарплате, что в сумме составляет 700 тысяч гривен (около 25 тысяч долларов). У иного депутата часы стоят дороже.

В эпилоге можно еще раз обратиться к классикам (которые в отличие от современников практически никогда не подводят). В переводе с французского это выглядело бы примерно так: «ни что не даст избавленья, ни Бог, ни царь, и не герой…» И если упование на первого в совокупности с иными мероприятиями, в принципе, никогда и никому не вредило, то надежды на сотрудничество с двумя иными категориями по уровню своей тщетности вряд ли имеют адекватные аналоги.

Дмитрий Михайлов