Харьковский передел. Слишком мало районов
Административно-территориальная реформа в Харьковской области помимо несомненных (но пока никем не конкретизируемых) преимуществ, несет риски некоторого легкого дискомфорта для жителей малых населенных пунктов региона.
«Город Х» продолжает исследовать уровень качества территориального передела в Харьковской области. Вместо 27-ми районов в Харьковской области хотят создать 7.
Напомним, что согласно методике Министерства развития громад и территорий Украины, к формированию районов выделялись следующие основные требования:
- административным центром района должен быть город с населением не менее 50 тысяч (а в случае, если таких городов в районе несколько, то админцентром становится тот, где живет больше людей),
- территория доступности для района определяется в 60 км (то есть, для самого дальнего села расстояние от райцентра не может быть больше, чем 60 км).
- позволяется создать район с админцентром с населением не менее 10 тысяч и территорией доступности в 30 километров, если на территории будущего района нет более крупных городов.
Ранее мы рассмотрели ситуации в новых Люботинском, Чугуевском и Красноградском районах.
Почему не Валки? Почему Люботин? Передел Харьковской области
На очереди – Купянский, Лозовской, Изюмский и Харьковский районы.
Проблема расстояний
В новый Купянский район должны войти старые Купянский, Великобурлукский, Шевченковский и Двуречанский.
Город всего один – Купянск – около 28 тысяч жителей (по иным данным – 29,2 тысячи).
Как бы – вариантов нет.
Но.
От села Рубленое в Великобурлукском районе по трассам до Купянска около 90 километров. Никак не нормативные 60.
Мы намеренно берем именно отдаленные села, так как там тоже живут точно такие же люди, как и везде, с точно таким же набором формальных прав и свобод, как и все.
Расчеты сделаны по google-карте, и если у кого-то на персональных спидометрах несколько иные показатели, то вряд ли они радикально меняют картину.
Изюмский и Лозовской – без вариантов, но…
В новом Изюмском районе три города – райцентры старых районов:
- Изюм – 51 тысяча жителей;
- Балаклея - 27,6 тысяча жителей;
- Барвенково – 9,4 тысячи жителей.
Также в него войдет Боровской район.
Помимо численности жителей Изюм имеет и географические преимущества.
Но от отдаленных сел современного Балаклейского района до Балаклеи – 20-25 километров. От Балаклеи до Изюма – еще порядка 50-ти. Плюсуйте. Не самая худшая история, но тоже ненормативная.
Аналогичная история – в Лозовском районе.
Два города:
- Лозовая – 58 тысяч жителей;
- Первомайский – около 31 тысячи жителей.
В новый район должна войти еще и Близнюковщина.
По всем показателям Лозовая – вне конкуренции.
Но сколько часов будут добираться до Лозовой жители села Курулька, расстояние до которого от нового райцентра составит 95 километров?
Передел границ Харьковской области: до райцентра - за сто верст
Областные власти сегодня рассуждают о том, что 80% административных услуг будут предоставляться в объединенных территориальных громадах. То есть, практически по месту жительства. Но это – далеко не факт, так как полагаться на рассуждение представителей депутатско-чиновнического аппарата – тщета. К тому же, не исключено, что 20% услуг, которые будут предоставляться в районных центрах, и будут самыми востребованными среди населения. И самое главное, организаторам административно-территориальной реформы следует уже сейчас ответить громадам на вопросы: где будут располагаться так называемые опорные школы, где будут располагаться больницы и какой набор услуг в них будет предоставляться? Не окажется ли так, что на местах жителям области смогут выдать только йод и подорожник. А к примеру, чтобы показаться окулисту, невропатологу, травматологу и иным специалистам, придется совершить путешествие за 100-120 километров.
Вопросов (в соответствии со старинной реформаторской традицией) снова больше чем ответов. Хотя законы формальной логики подсказывают, что их должно быть одинаковое количество.
Харьковский район – самый беспроблемный
В наиболее комфортных условиях окажутся жители Харьковского района, центром которого назначается сама Первая столица.
Новое административно-территориальное образование создается из объединения старых Харьковского и Дергачевского районов.
Нормативы расстояния выдерживаются строго. От села Ветеринарное, самой дальней точки Дергачевского района, до Харькова – чуть более 50-ти километров. Час езды, вряд ли многим более.
Ликвидация района Дергачевского, конечно же, может несколько ущемить чувство местечкового патриотизма, но… Согласно, например, планам далеких 80-х годов город Дергачи вообще должен был войти в Харьковскую агломерацию и стать по факту одним из крупных жилых массивов. Это, по версии авторов, способствовало бы развитию инфраструктуры, транспортного сообщения и росту населения Дергачей, куда могли бы переселяться новоселы (для сравнения, население Дергачей – порядка 18 тысяч, а соседней харьковской Алексеевки – около 100 тысяч, и это объективно один из самых комфортных жилмассивов Харькова). Но – это дела прошлые.
Ухудшится ли жизнь в утратившем статус райцентра Дергачах? Не факт. Улучшится? Здесь мы можем очень смело прогнозировать, что точно нет. Напомним, что 80% админуслуг обещают оставить в территориальных громадах. А за 20-ю процентами – милости простим, в областной, он же и новый районный центр. Заодно и по музеям можно будет прошвырнуться.
***
Наметившиеся еще на подготовительном этапе административно-территориальной реформы проблемы в перспективе могут вызвать серьезные неудобства для жителей сел, поселков и малых городов (а проблем у граждан уже и без того – с избытком).
Наиболее наглядным недостатком является чрезвычайно малое количество районов, что не позволяет выполнять даже те нормы, которые сам для себя установил Кабмин. Почему новых районов должно быть 7? Ане 10 или 12? Нет ответа.
Механическое объединение уже существующих районов в новые также представляется попыткой решить задачу максимально простым, но не максимально эффективным способом.
Возможно, новую систему следовало бы апробировать на двух-трех пилотных регионах, через пару лет систематизировать полученные результаты и сделать практические выводы. Во всяком случае, еще ни одна реформа, проводимая в последние годы, не получила массового одобрения граждан, на благо которых, собственно, все преобразования и должны быть направлены.